Буревестник ------------------------------------------------------------------- После появления в печати (1901) «Песни о Буревестнике» М. Горького буревестник стал в революционно-демократической литературе символом грядущей революционной бури. «Вряд ли в нашей литературе, — писал Ем. Ярославский, — можно найти про- изведение, которое выдержало бы столько изданий, как «Буревестник» Горького. Его перепечатывали в каждом городе, он распространялся в экземплярах, отпечатанных на гектографе и на пишущей машинке; его переписывали от руки, его читали и пере- читывали в рабочих кружках и в кружках учащихся. Вероятно, тираж «Буревестника» в те годы равнялся нескольким миллионам» (сб. «Революционный путь Горького», М. 1933, с. 8—9; Н. Пиксанов, Горький-поэт, Л. 1940, с. 102—104). Тогда же в рево- люционно-демократических кругах и самого Горького стали называть «буревестником». В конце марта 1901 г. Леонид Андреев писал ему из Москвы, что появилась статья, в которой Горький назван «буревестником» (А. А. Белозеров, Горький в революцион- ном движении, сб. «М. Горький в Нижнем-Новгороде», Н. Новгород, 1928, с. 164). Интересно отметить, что буревестник, как символ грядущей революции, встречается в литературе значительно раньше. Так, автор статьи «Признаки времени», напеча- танной в нелегальном листке «Земля и воля» в 1878 г., № 2, говоря о росте рево- люционных настроений в массах, писал: «Натуры чуткие, сильные, восприимчивые раньше других ощущают жгучее дыхание приближающегося урагана. Море спокойно, только свежий ветерок весело надувает паруса, но над кораблём уже с зловещим криком носятся чайки-буревестники, и моряк знает, что будет буря, хотя и не чув- ствует её» («Революционная журналистика 70-х годов», 1-е прилож. к сборникам «Государственные преступления в России». Ред. Б. Базилевского. Paris, 1906, с. 177).