О. Безымянная НОЧЬ ОДИНОЧЕСТВА Вёл Учтилеь учеников по трудному путти. Всегда и всё они делили поровну: и скудную еду, и радости, и боли. Но однажды легла на сердце Учителя тяжесть, и отошёл он от учеников своих, чтобы самому пережить её, чтобы не перекладывать свою боль на их неокрепшие плечи. Сел он поодаль, удручённый думой своей, оставив уче- ников своих с их мыслями и делами. Опустилась ночь. Одни ученики спокойно усунли, другие провели её в беспокойстве, но ни один не подошёл и не спросил: «Что с тобой, Учитель?» Томительно-долгой показалась Учителю ночь и в одиночестве. И почувствовал он вдург, что может быть покинут даже теми, кто близок сердцу. И подумал он: «Есть ли плечо, на которое можно опереться в любой миг этой жизни? Есть ли рука, которая будет протянута в трудный момент? Есть ли голос, который отзовётся в пустыне? Есть ли сердце, которое впустит в себя страждущего? Есть душа, которая не отвергнет? Есть ли тело, к которому можно прижаться и которое согреет?» И была безмолвна ти- шина. И не нашлось в эту трудную ночь никого, кто бы отдал Учителю в это мгновение жизни хотя бы частицу себя. И подумал он, что ночь одиночества может перерасти в жизнь одиночества, и будет каждый в ней одинок, и будет у каждого своя дорога. Утром подошёл Учитель к ученикам и опять не услышал вопроса: «Что с тобой?» Молча собрались ученики в путь. Посмотрел на них Учитель и сказал: — Мы идём вместе, но врозь, а это значит, что своей цели каждый достигнет сам. И не виноват поводырь, что за ним идут не разумные люди, а бредут послушные овцы. Если легко пройти мимо малого, не задав себе вопроса о сути свершившегося, то не составит труда пройти мимо большого, ибо, не замечая малого, разучишься ви- деть и большое. И не надо говорить, какой цели достиг каждый, — не в этом суть. Суть в том, что в собственном зеркале души человек видит отражение всех событий, а каждое зер- кало отражает его по-своему, ибо кажое имеет свою глубину, свою чистоту, свою пря- моту и свою истину, созданную сущностью своею. Смотреть надо не на себя через другого, а на другого через себя, направляя взгляд через сердце, а не через глазницы.