О. Безымянная ПРИТЧА О НЕДАЛЬНОВИДНОМ ПРАВИТЕЛЕ Один правитель никак не мог привести жизнь в своём государстве в равновесие: от голода начинали умирать то старики, то дети. Когда он пытался накормить стариков — гибли дети, когда всё отдавал детям — уходили из жизни старики. Старики помогли ему взойти на престол, поэтому он счи- тал себя их должником, но это было прошлое и для правителя и для государства, а дети ещё не успе- ли ничего совершить, но это было будущее страны и государя. Чтобы дать старикам, нужно было от- нять у детей; чтобы дать детям, надо было обездолить стариков. Ни те, ни другие не могли обеспе- чить себя самостоятельно. Долго думал правитель и решил уравнять всех в своём государстве. Но тут возмутились его советники и министры, чьи доходы значительно урезались ради тех, кто, как они считали, не заслу- живал такой высокой милости. — Старики — это прошлое, которого уже нет, а дети — это будущее, которое ещё не наступи- ло, мы же — настоящее, на котором держится государство, — сказали они правителю. — Если ты хочешь, чтобы настоящее, которое ты имеешь сейчас, было всегда, заботься больше о нём. Правитель послушал советников и министров, ибо настоящее было таким, что и желать лучше- го не надо, и вскоре не стало ни стариков, ни детей. Пока он был молод, силён и здоров, было мо- гущественно и государство, а когда он состарился и стал немощен, ослабла и страна. И уже не на кого было опереться: молодого и сильного поколения не выросло, а старое и мудрое давно ушло. Спро- сил он у своих советников и министров, как быть дальше, но те были слабы не только телом, но и умом, а потому не могли сказать ничего. И тогда спросил правитель у Бога: — В чём ошибка моя? И ответил Бог: — В близорукости. Настоящее всегда перед глазами, и не надо напрягаться, чтобы его уви- деть, а прошлое и будущее — вне пределов человеческого зрения. Опираясь на настоящее — прозяба- ешь, оглядываясь на прошлое — умнеешь, вглядываясь в будущее — творишь. Старики — это сила мудро- сти, дети — сила созидания, министры — пиявка на теле государства. Вскармливать их — значит обес- кровливать и себя и страну. Бог исчез, а правитель остался на развалинах некогда могущественного государства. Совет- ники же, проевшие всё, что награбили, съели и себя, борясь за жизнь, как пауки в банке. «Государствам до тех пор не избавиться от бед, пока не будут в них править философы» (Пла- тон).