029.11.12.005
[ Скачать с сервера (87.5 Kb) ]27.03.2013, 11:07
Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.

(3)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

(7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.

(9)Слова стареют неслучайно. (10)Милосердие. (11)Что оно — не модно? (12)Не нужно?

(13)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14)Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15)Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

(16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. (18)Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает... (22)Оно стало неположенным в искусстве. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.

(26)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

(27)И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

(28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (30)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» — милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (32)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (33)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

(35)Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36)Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.

(37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. (38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих — обиды, лишения, хамство, — изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.

(40)Милость к падшим призывать — воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему — необходимость настоятельная, труднооценимая. (41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.

(По Д. Гранину)

1. Какая из перечисленных проблем основная? 

1) проблема утраты милосердия
2) проблема воспитании милосердия с помощью литературы
3) проблема социальных преобразований в стране

2. Используя знания по истории, продолжите ряд аргументов, подтверждающих, что общество, лишенное милосердия, обречено.

а) древняя Спарта; б) ___________; в)_______________. 

3. Прочитайте фрагмент рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки».

Лето 1933 года.

У прокопченного, крашенного казенной охрой вокзального здания, за вылущенным заборчиком — сквозной березовый скверик. В нем прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми.

Правда, у каждого в недрах грязного, вшивого тряпья должен храниться — если не утерян — замусоленный документ, удостоверяющий, что предъявитель сего носит такую-то фамилию, имя, отчество, родился там-то, на основании такого-то решения сослан с лишением гражданских прав и конфискацией имущества. Но уже никого не заботило, что он, имярек, лишенец, не доехал до места, никого не интересовало, что он, имярек, лишенец, нигде не живет, не работает, ничего не ест. Он выпал из числа людей.

Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко «куркуль».
Куркули даже внешне не походили на людей.

Одни из них — скелеты, обтянутые темной, морщинистой, казалось, шуршащей кожей, скелеты с огромными, кротко горящими глазами. Другие, наоборот, туго раздуты — вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа, телеса колышутся, ноги похожи на подушки, пристроченные грязные пальцы прячутся за наплывами белой мякоти.

И вели они себя сейчас тоже не как люди.

Кто-то задумчиво грыз кору на березовом стволе и взирал в пространство тлеющими, нечеловечьи широкими глазами.

Кто-то, лежа в пыли, источая от своего полуистлевшего тряпья кислый смрад, брезгливо вытирал пальцы с такой энергией и упрямством, что, казалось, готов был счистить с них и кожу.

Кто-то расплылся на земле студнем, не шевелился, а только клекотал и булькал нутром, словно кипящий титан.

А кто-то уныло запихивал в рот пристанционный мусорок с земли...

Мы, мальчишки, в сам скверик тоже не заходили, а наблюдали из-за заборчика. Никакие ужасы не могли задушить нашего зверушечьего любопытства. Окаменев от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали за короедами, за вспышками «бунтарей», кончающимися хрипом, пеной, сползанием по стволу вниз.
Начальник станции однажды повернулся в нашу сторону воспаленно-темным лицом, долго глядел, наконец изрек то ли нам, то ли самому себе, то ли вообще равнодушному небу:
— Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..

Объясните, что мучило начальника станции? Актуальны ли его вопросы в наши дни?

4. Можете ли вы согласиться с утверждением Ю. Домбровского, что «во всей нашей печальной истории нет ничего более страшного, чем лишить человека его естественного убежища — закона и права»? Как оно соотносится с проблематикой исходного текста? 

Аргументируйте свой ответ примерами из художественной литературы.

5. Прочитайте воспоминания Т.Г. Шевченко.

Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу — плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут...

С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решит измерить на мне предел человеческой жестокости...

Найдите самое точное определение милосердия, которое, на ваш взгляд, выбрал для себя писатель. Обоснуйте свой выбор.

Милосердие — это...
 
1) благородство
2) справедливость
3) любовь
4) действие
5) добро
 
6. Этически корректно возразите автору данного утверждения:

Сердечность — такой же дар, как красота и ум. (В.И. Качалов)

Памятка

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию
Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что...
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что...
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что...
Автор, несомненно, прав, утверждая, что... но я убежден, что его мнение о... вызовет читательскую дискуссию, так как...
Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что...
По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что...
Автор справедливо осуждает..., однако я не могу согласиться с тем, что...
Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: ...
Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что...
Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что...
Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что...
Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что...
Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что...
Вызывает сомнение тезис о том, что...
Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.

7. Укажите номера цитат, противоречащих авторской позиции Д. Гранина.

1) Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)
2) Большое сердце, как океан, никогда не замерзает. (Л. Берне)
3) Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла. (К. Гельвеции)
4) Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания. (Д. Герберт)
5) Всякое доброе дело несет награду в самом себе. (А. Дюма-отец)
6) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)
7) Кто оказывает нуждающемуся благодеяние быстро, тот оказывает его вдвойне. (П. Сир)
8) Доброе дело не может быть сделано из ненависти; тем более из корысти. Оно делается только из любви. (Д. Рескин)
9) Добро — не наука, оно — действие. (Р. Роллан)
10) Добро — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Г. Торо)
11) Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)
12) Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. (А. Шопенгауэр)
13) Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. (Ф. Бэкон)
14) Доброта — качество, излишек которого не вредит. (Д. Голсуорси)

8. Найдите орфографические и пунктуационные ошибки в следующих фрагментах сочинений. Определите, к какой композиционной части может относиться каждый из фрагментов.

1) Безусловно, литература должна воспитывать милосердие. Но сегодня, на мой взгляд, телевидение, радио, и кино могли бы сделать это нагляднее, доходчивее. А что происходит в реальности? Назовите, пожалуйста, хотя бы два-три проекта Первого канала, пропогандирующих милосердие? Едва ли получится! Пожалуй, «Жди меня» — и все. Раз в неделю. А боевики, в которых и жизнь-то человеческая гроша ломанного не стоит, — по несколько фильмов в день... Вот такая грусная арифметика.

2) Когда-то я читала о том, что раньше во многих семьях ребятишки складывали денежки не на игрушки и сладости, а для того чтобы в Рождество и в Пасху раздать собраное нищим. Так творилось двойное добро — маленький человек учился не только быть добрым, но и радоватся возможности делать других хоть чуточку счастливее. Простой и гениальный рецепт воспитания милосердия...

3) Все чаще и чаще в нашей жизни появляются премеры возраждающегося милосердия: проводятся благотварителъные концерты, строются ночлежки для бездомных, столовые для бедных, хосписы для безнадежно больных, и все чаще брошеные дети обретают новых родителей...

4) На обочине тратуара сидел крохотный пушистый котенок и жалобно мяукал, приподняв раненую лапку. Видимо, был неравный бой с выскочившей из-за угла собакой... Мяуканье привлекло внимание ребенка лет четырех-пяти, которого мать вела за руку. «Мамочка, посмотри, у него на лапке кровь, ему больно! Давай заберем его и полечим!» Малыш тянит мать к котенку, ничуть не сомневаясь, что она именно так и сделает. «Не трогай кота! Ты видишь, что он дворовый, еще какую-нибудь заразу подцепишь! Да пойдем быстрее, горе ты мое, что ты едва плетешся!» Женщина убыстряет шаги, волоча за руку мальчика, который заплакав от жалости к котенку, пытается уговорить маму быть доброй...
Знакомая ситуация, не правда ли?..

9. Соблюдая грамматические нормы, составьте из словосочетаний сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

1) сочувствие, сострадание, сопереживание
2) наше современное общество лишено
3) к большому сожалению
4) важнейшие проявления нравственности
5) являются показателями цивилизованности любого государства

10. Прочитайте сообщение из периодической печати.

В российском правительстве уже разработан проект постановления по «неэкономической поддержке» меценатов. Анкетирование по данному вопросу показало: 98% опрошенных считают, что «меры со стороны государства по моральному поощрению субъектов благотворительной деятельности могут стимулировать их участие в ней», а 48% искренне считают, что «существует необходимость» учредить специальные награды, например орден Милосердия (за помощь детдомам и больницам), орден Пурпурного сердца (за медпомощь детям) и даже орден «Меценат» трех степеней — «в ознаменование подвигов по оказанию помощи» и в зависимости от размера подаяний.

Изложите свое мнение по поводу данного проекта постановления.

11. Найдите фактические ошибки в следующих высказываниях.

1) Современная литература отказалась от пушкинского завета «милость к падшим призывать», поэтому в последние годы милосердие исчезло из на шей жизни.
2) Сонечка Мармеладина из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочь» — душевный, милосердный человек. Она жертвует собой, спасая семью от голодной смерти.
3) Глубокое сострадание вызывает у читателей Семен Вырин, герой рома на Н.В. Гоголя «Станционный смотритель».
4) Кому не жаль чиновника А.А. Башмачкина, героя поэмы Н.В. Гоголя «Шинель»!
5) Ф.М. Достоевский и И.С. Тургенев также в своих романах «Преступление и наказание» и «Муму» призывали видеть благородную душу даже в самом забитом человеке.

12. Вставьте в текст слова, наиболее подходящие по смыслу.

Как можно (трактовать, объяснять, расценивать, пояснять, выяснять) роль милосердия в нашей (жизни, судьбе)?

(Милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие) — одно из основных (свойств, качеств, чувств, черт, понятий, примет) (совестливого, оптимистичного, безупречного, нравственного, морального, внимательного, доброго, доброжелательного) человека.

Без этого (важного, главного, актуального, серьезного, насущного, злободневного) чувства (каждый из нас, общество, страна, мир) не может (существовать, жить, находиться), потому что именно милосердием (проверяется, испытывается, исследуется), насколько (цивилизованно, современно, нравственно, красиво, благородно, счастливо) мы живем.

13. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

Категория: 11 класс | Добавил: MVGavrilina | Теги: сочинение, подготовка к сочинению
Просмотров: 5688 | Загрузок: 910