Умело используйте синонимы
Слова, близкие или тождественные по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской, называются синонимами. Например: смелый, храбрый, отважный... Так отзываются о герое. А еще о нем можно сказать бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. Все эти слова объе­диняет общее значение: «не испытывающий страха», а различия меж­ду ними едва заметны. Например, неустрашимый (книжное слово) — «очень храбрый», удалой (народно-поэтическое) — «полный удали», лихой (разговорное) — «смелый, идущий на риск».

Синонимы образуют гнезда, или ряды: кружиться, кру­титься, вертеться, вращаться, виться; равнодушный, безразлич­ный, безучастный, бесчувственный, бесстрастный, холодный и т. д. На первом месте в словарях обычно ставят главный синоним, кото­рый выражает общее значение, объединяющее все слова этого ряда с их дополнительными смысловыми и стилистическими оттенками.

Одни и те же слова могут входить в разные синонимические ряды, что объясняется многозначностью. Например: холодный взгляд — бес­страстный, безучастный, равнодушный; холодный воздух — мороз­ный, студеный, леденящий; холодная зима — суровая, морозная.

Синонимов, абсолютно совпадающих в значениях, в языке немно­го: здесь — тут, потому что — так как, языкознание — лингвистика. Обычно между синонимами есть незначительные, часто очень тон­кие смысловые различия. Синонимы, имеющие различные оттенки в значениях, называются семантическими (смысловыми, идеографическими). Например: буря, ураган, шторм. Имея общее значение («сильный, разрушительный ветер»), они раз­личаются его оттенками: ураган — это не просто буря, а буря, необы­чайная по силе; шторм — это буря на море. Или: слова веселый и радостный; оба они указывают на внешнее проявление хорошего настроения. Но человек может быть веселым и без особой причины, а радостный обычно имеет какой-то повод для веселья. Слово веселый может обозначать постоянный признак человека, а радостный — только временное состояние. Еще пример: смотреть и глядеть — слова, очень близкие по значению, однако глагол смотреть указывает на действие, которое совершается более внимательно, более со­средоточенно, чем глагол глядеть. Поэтому нельзя сказать «глядел в микроскоп», но у Н. А. Некрасова этот глагол оправдан: Не гляди же с тоской на дорогу... Или у А. С. Пушкина: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел... Семантичес­кие синонимы, благодаря разнообразным смысловым оттенкам, могут передавать тончайшие нюансы человеческой мысли.

Иные же синонимы отличаются стилистической окраской. На­пример: спать — почивать — дрыхнуть. Первый может быть исполь­зован в любом стиле, второй — только в книжном, причем придаст речи архаический оттенок (ведь так говорили в старину!), а третий и вовсе лучше не употреблять, потому что он звучит грубо. Такие синонимы называются стилистическими, они требуют к себе не меньшего внимания, чем смысловые.

Чтобы наша речь была правильной и не казалась смешной, мы стараемся точно употреблять синонимы, различающиеся стилисти­ческими оттенками. Ведь вы не скажете девчонке, прибежавшей с мороза: «Как пылают твои ланиты!», хотя у А. С. Пушкина — мы помним строки из «Евгения Онегина» — Ждала Татьяна с нетерпе­ньем, Чтоб трепет сердца в ней затих, Чтобы прошло ланит пыланье. И в устах лермонтовского Демона поэтическое слово ланиты не кажется нам странным, когда он спрашивает Тамару: Моя слеза твоих ланит, не обожгла ль? Неуместным здесь скорее был бы его нейтральный синоним — щеки. А помните, как А. Фадеев описывает Улю Громову? У нее были не глаза, а очи. Он даже противопоставля­ет нейтральному слову его поэтический синоним. В подобных слу­чаях обращение к синонимам, выделяющимся своей стилистичес­кой окраской, вполне оправдано.

Как художник берет не просто семь цветов радуги, но и бесчис­ленные их оттенки, как музыкант пользуется не только основными звуками гаммы, но и их тонкими переливами, полутонами, так и писатель «играет» на оттенках и нюансах синонимов. Причем сино­нимические богатства русского языка не облегчают, а усложняют в этом случае писательский труд, потому что чем больше близких по значению слов, тем труднее в каждом конкретном случае выбрать то единственное, самое точное, которое в контексте будет наилучшим. Целенаправленный, внимательный отбор синонимов делает речь яркой, художественной.

Для писателей использование лексических синонимов — одна из самых сложных проблем стилистики: «муки слова», о которых так много говорят писатели, поэты, заключаются обычно в поисках не­уловимого, ускользающего синонима. Об упорном труде художни­ков слова при отборе синонимических средств можно судить по черновым вариантам рукописей художественных произведений. Как
много в них лексических замен! Автор по многу раз зачеркивает написанное, подбирая более точное слово. Например, А. С. Пуш­кин, описывая впечатление Дубровского от встречи с враждебно на­строенным Троекуровым, вначале употребил такие слова: Заметил злобную улыбку своего противника, но потом два из них заменил синонимами: ядовитую улыбку своего неприятеля. Это исправление сделало высказывание более точным.

Интересны синонимические замены М. Ю. Лермонтова в рома­не «Герой нашего времени». В повести «Княжна Мери» читаем: Я стоял сзади одной толстой (было пышной) дамы, осененной розовыми перьями. Употребив определение толстая вместо пышная, писа­тель подчеркнул свое презрительно-ироническое отношение к представительнице «водяного общества». В другом случае: Я никог­да не делался рабом любимой женщины, напротив: я всегда приоб­ретал над их волей и сердцем непобедимую власть... Или мне про­сто не удавалось встретить женщину с упорным (было упрямым) характером? Семантические оттенки, различающие синонимы упор­ный — упрямый, указывают на предпочтительность первого, подчер­кивающего волевое, деятельное начало, в то время как второй ослож­няется оттеночными значениями «вздорный», «несговорчивый», «сварливый», неуместными в контексте.

В рассказе «Максим Максимыч» при описании портрета Печо­рина обращает на себя внимание такая синонимическая замена: ...Его запачканные (было грязные) перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Лермон­тов зачеркнул слово грязные, посчитав его неуместным при описа­нии одежды своего героя. Так работа писателя с синонимами делает речь более точной, отражает его отношение к изображаемому.

В художественной речи можно наблюдать употребление писате­лями нескольких синонимов одновременно. При этом они могут уси­ливать друг друга, подчеркивая какую-нибудь мысль. Помните, как И. Ильф и Е. Петров описывают поведение «подпольного миллионе­ра» Корейко при встрече с милиционером? Конторщик напрягся и изобразил черт знает что: и умиление, и восторг, и восхищение, и немое обожание. И все это по поводу счастливой встречи с пред­ставителем власти («Золотой теленок»). Иногда синонимы дополняют друг друга, уточняют понятие: То, что он увидел в них (глазах), он никогда не назвал бы радостью, но это было больше радости, это было ликование (К, Федин). В иных случаях они используются для разъяснения того или иного слова: Началась анархия, то есть безначалие (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Писатели любят сопоставлять синонимы, различающиеся оттен­ками в значениях или стилистической окраской. Например: Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть не смел признаться в этом (И. С. Тургенев); Он знал в детстве не нужду, но бедность (И. Эренбург); Я по-прежнему верю в добро, в истину: но я не толь­ко верю, — я верую теперь, да — я верую, верую (И. С. Тургенев). Чтобы обратить внимание на различил в значениях синонимов, их иногда даже противопоставляют в тексте: Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал — именно хохотал, а не смеялся! (О. Берггольц); Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли (А. И. Куприн).

Использование синонимов помогает художникам слова избежать повторений... Вот как оживляют синонимы стиль в сказке: Царь за­тосковал... Сел на мягкую траву и пригорюнился... Закручинился Иван-царевич, запечалился («Иван-царевич и серый волк»). А вот как свободно их употреблял А. С. Пушкин, передавая речь Ленского, обращенную к Онегину: Когда-нибудь Заедем к ним; ты их обя­жешь; А то, мой друг, суди ты сам: Два раза заглянул, а там Уж к ним и носу не покажешь. Не правда ли, искусное применение в речи синонимов наилучшим образом отражает высокое профессиональ­ное мастерство писателя?

С другой стороны, беспомощность в использовании синоними­ческих богатств родного языка свидетельствует о крайне низкой ре­чевой культуре человека. Как часто в наших сочинениях встречаются лексические ошибки в результате неумелого выбора синонимов: «Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной рус­ской семьи» (а следовало написать: погружаешься), «Павлу удалось повлечь за собой единомышленников» (вместо повести); «Задача состояла в том, чтобы вовлечь качающуюся фигуру середняка в кол­хоз» (а надо: колеблющуюся).

При выборе синонимов необходимо учитывать особенности лек­сической сочетаемости слов. Ученица пишет: «Князь Андрей ис­кренне влюбляется в Наташу» (но искренно можно любить, а влюб­ляться — сильно, пламенно, с первого взгляда...) На уроке зоологии мальчик сказал: «Многие животные в пустыне бросаются в спячку», — и услышал в ответ дружный смех товарищей, потому что принято говорить впадают в спячку.

Нельзя пренебрегать и стилистической окраской близких по зна­чению слов. В сочинениях встречаются ошибки, связанные с неуме­нием выбрать из синонимического ряда слово, соответствующее по стилю всему тону речи: «Мне нравится деловитость князя Анд­рея», — пишет один; «Речь Дикого кишит грубыми выражениями», — замечает другой. А ведь о князе Андрее лучше было сказать — дея­тельный, энергичный; о речи Дикого — что она пестрит, изобилует грубыми словами. И не следует нанизывать синонимы, это приводит к многословию: «Трудности не пугают и не страшат героя...»

В заключение нашей беседы о синонимах напомним слова К. И. Чуковского, призывавшего шире использовать синонимию русского языка:«...Почему всегда пишут о человеке — худой, а не сухо­парый, не худощавый, не тщедушный, не тощий! Почему не стужа, а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох, а интрига! Многие... думают, что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недур­ные собой, — и мало ли какие еще». Этот призыв нашего замечательного сказочника, наверное, обращен и к вам, дорогие читатели.

Потренируйтесь в использовании синонимов и замените повторяющиеся слова в таком тексте:

Скажите сами

Встретился мне один молодой писатель.
— Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? — сказал он
— Конечно, — сказал я.
— Ну как, нравится? — сказал он, кончив чтение.
— Я скажу тебе правду, — сказал я.
— Скажи, — сказал он.
— Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал я», — сказал я ему.
— Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.
— Во-вторых, тебе нечего сказать, — сказал я.
— Я сказал все, что хотел сказать, — сказал он.
— Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, — сказал я.
— Ну что сказать о человеке с таким вкусом? — сказал он.
— Я сказал то, что думал, — сказал я.
— Правду сказали мне, что ты кретин, — сказал он.
— Повтори, что ты сказал? — сказал я.
— Что сказал, то и сказал, — сказал он.
— Еще слово скажешь? — сказал я.
— Скажу еще больше, — сказал он.
— Ну что такому скажешь! — сказал я сам себе, — с ним бесполезно говорить: он все равно скажет, что все сказанное им бесспорно.
Теперь скажите сами: разве я ему неправду сказал?

Категория: Беседы | Добавил: lik-bez (12.12.2011)
Просмотров: 12597 | Теги: художественно-выразительные средств, стилистика, лексика, синонимы