000.11.09.021
[ Скачать с сервера (12.1 Kb) ]13.05.2009, 10:38

1. В каком слове ударение определено ВЕРНО?

 

1) докУмент

2) диспАнсер

3) фенОмен

4) облЕгчить

 

2. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?

 

1) дотошный – любознательный, во все вникающий

2) реванш – плата за поражение в войне или в игре

3) дилетант – профессионально занимающийся наукой или искусством

4) деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению

 

3. Укажите НЕПРАВИЛЬНО образованную форму слова.

 

1) обожгет

2) потрудитесь

3) восьмьюдесятью

4) более красив

 

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

 

Нарушая правила безопасности,

 

1) мне было сделано замечание.

2) вы рискуете своим здоровьем.

3) возникает угроза жизни окружающих.

4) поведение человека заслуживает порицания.

 

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

 

1) На улице шел снег вперемешку с дождем.

2) В поле стояла одинокая береза.

3) Вчерашний снег, мы которому так обрадовались, сегодня растаял.

4) Рабочие пришли поздно, были грубы и ничего толком не сделали.

 

Прочитайте текст и выполните 6-11.

 

(1) … (2) Кинематограф впитал в себя опыт всех других шести искусств, ведь достижения кинематографа связаны и с развитием техники. (3) Но создатели первых фильмов использовали основные достижения театрального искусства. (4) Фильм делили на несколько эпизодов, которые снимались с одной неподвижной точки. (5) Актеры играли так же, как и на сцене, но при этом сильно жестикулировали и придавали особую выразительность лицу, чтобы восполнить отсутствие речи в немом кино. (6) …

 

6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?

 

1) Все виды искусства обладают такими же широкими возможностями воздействия на наше восприятие, как кино.

2) Ни один вид искусства не обладает такими широкими возможностями воздействия на наше восприятие, как кино.

3) Ни один вид искусства не обладает такими широкими возможностями воздействия на наше восприятие, как театр.

4) Ни один вид искусства не обладает возможностями воздействия на наше восприятие.

 

7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть ШЕСТЫМ в этом тексте?

 

1) Правда, уже в эту пору начинают применяться съемки на природе, и это выводит действие за пределы театральной условности.

2) К сожалению, уже в эту пору начинают применяться съемки на природе, и это выводит действие за пределы театральной условности.

3) К несчастью, уже в эту пору начинают применяться съемки на природе, и это выводит действие за пределы театральной условности.

4) Напротив, уже в эту пору начинают применяться съемки на природе, и это выводит действие за пределы театральной условности.

 

8. Какие слова являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста?

 

1) создатели фильмов

2) использовали достижения

3) достижения искусства

4) создатели использовали

 

9. Укажите верную характеристику четвертого (4) предложения текста.

 

1) сложносочиненное

2) простое

3) сложноподчиненное

4) сложно бессоюзное

 

10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова НЕПОДВИЖНЫЙ из четвертого (4) предложения текста.

 

1) прилагательное

2) деепричастие

3) действительное причастие

4) страдательное причастие

 

11. Укажите значение слова ИГРАЛИ в предложении 5.

 

1) развлекались

2) исполняли музыкальное произведение

3) представляли на сцене

4) притворялись

 

12. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

 

Около гости(1)ицы на асфальирова(2)ой дорожке стояла краше(2)ая скамейка, на которую и присел отдохнуть наш ю(4)ый герой.

 

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 3

4) 2

 

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

 

1) изб_рательный, к_вычки, обхв_тить

2) раст_ргать, прож_вающий, обн_вление

3) водор_сли, пол_жительный, арт_ллерийский

4) ук_роченный, отн_мать, вн_запно

 

14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

 

1) бе_церемонный, и_давна, не_дешний

2) пр_городный, пр_вычка, пр_зывать

3) пред_ставленный, д_брести, поз_прошлый

4) в_юга, в_езжать, под_емный

 

15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

 

1) взлеле_л, раста_ли, они кле_т

2) обрад_вал, танц_вать, использ_вать

3) ч_лка, печ_нка, ш_лк

4) девч_нка, груш_вый, реч_нка

 

16. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

 

1) прожива_щий, та_щий снег, люб_щий

2) слыш_мый, обновля_мый, вид_мый

3) обид_в, отмет_ть, чита_мый

4) прогрева_мый, направля_мый, обвева_мый

 

17. В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно?

 

1) Степа был (не) расторопен, доверчив, плохо разбирался в правилах игры.

2) (Не) смотря на поздний час, окна его дома были освещены.

3) По темному небу золотым узором звезд написано (не) что торжественное чарующее душу.

4) В Уссурийской тайге водится черный заяц, до сих пор еще (не) описанный.

 

18. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

 

1) по (над), (пурпурно) алый, надо (ли)

2) (зелено) глазый, (по) дешевле, когда (же)

3) (пол) лета, (по) монастырски, (кое) кому

4) (по) двое, (высоко) поставленный, (конференц) зал

 

19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

 

Все побежали смотреть на новенького (   ) и новенький всем понравился.

 

1) предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая не нужна

2) предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна

4) сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

 

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 

Подъезжая к лесу (1) увидел он соседа своего (2) гордо сидящего верхом (3) и (4) поджидающего зайца.

 

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 2

3) 2, 3

4) 1, 2, 4

 

21. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложениях?

 

Кстати (1) он сам (2) видимо (3) не знал о случившемся. Все, что мы принесли, оказалось (4) кстати.

 

1) 1, 4

2) 2, 3

3) 1, 2, 3

4) 1. 2, 3, 4

 

22. Объясните постановку знака препинания в данном ниже предложении.

 

Всю дорогу до хутора молчали (   ) говорить мешала тряская езда.

 

1) тире, так как второе предложение указывает на быструю смену событий

2) тире, так как содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго

3) двоеточие, так как второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом

4) запятая, так как идет перечисление фактов

 

23. В каком предложении должны быть две запятые?

 

1) Рассуждать они пустились вдвоем об их собачьей жизни о худе и добре о службе о всякой всячине.

2) Прежде их жизнь была либо красивой либо трудной.

3) На может волк ни охнуть ни вздохнуть.

4) На большей части их лиц выражалась если не боязнь то беспокойство озабоченность.

 

24. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

 

День такой яркий (1) что даже с отмели видно (2) как за версту сверкает рыбья чешуя (3) словно серебряная.

 

1) 1, 2, 3

2) 2

3) 1, 3

4) 1, 2

 

25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

 

Вода в круглых конах-колодцах казалась неподвижной (1) но (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконцев все время подымается тихая струя (5) и в ней вертятся сухие листики брусники.

 

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3, 4

3) 1, 3, 4, 5

4) 1, 3, 5

 

26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?

 

1) Погода, которая с вечера обещала быть дождливой, с утра порадовала нас солнцем.

2) Девочка, которая приносила по утрам молоко, была из соседний деревни.

3) Река, в верховье которой были пороги, все же оказалась судоходной.

4) Вещи, которые находились в комнате, напоминали о былой жизни.

 

27. Прочитайте текст.

 

Лень может быть двигателем прогресса. Кстати, данное выражение часто употребляется как бы с иронией – мол, оправдание для лодырей… Так-то оно так, но именно «ленивый» человек придумал все то, что позволяет рационально расходовать силы и время – от пресловутого колеса до того же Интернета. Все эти изобретения оказали несомненное влияние на развитие цивилизации. И данный конструктивный подход к решению проблемы правильнее назвать не ленью, а желанием решить конкретную проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат.

 

В каком из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

 

1) Двигателем прогрессии правильнее назвать не лень, как гласит известное выражение, а желание решать проблемы без лишних трудозатрат.

2) «Ленивый» человек придумал все, что позволяет разумно расходовать время.

3) Все изобретения «ленивых» людей оказали несомненное влияние на развитие цивилизации.

4) Двигателем прогресса всегда были «ленивые» люди.

 

Прочитайте текст и выполните задания 28-39.

 

(1) В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2) Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, - так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3) Ведь и любовь доступна не каждому. (4) Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определенной эмоциональной культуры. (5) Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идет не о любви, а совсем о другом. (6) Любовь – прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности – целый мир. (7) А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философию или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

 

(8) Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9) Совершенно незнакомые между собой, но объединенные единым чувством люди откровенно плачут в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора. (10) Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11) Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12) Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе!

 

(13) Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью.

 

(Ю. Бондарев)

 

28. В каком предложении автор объясняет сложность любви как высшего человеческого чувства?

 

1) 9

2) 1

3) 4

4) 8

 

29. Какие типы речи представлены в предложениях 8-12?

 

1) описание

2) рассуждение и описание

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

 

30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

 

1) 13

2) 4

3) 6

4) 2

 

31. Из предложений 5-7 выпишите слово, образованное переходом одной части речи в другую.

 

32. Из предложений 8-11 выпишите деепричастие.

 

33. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 

34. Среди предложений 7-9 найдите односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

35. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

 

36. Среди предложений 6-9 найдите сложноподчиненные предложения с придаточным определительным. Напишите номера этих предложений.

 

37. Среди предложений 3-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

 

38. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания 29-37. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

Ю. Бондарев поэтически тонко рассказывает о любви и об эмоциональной культуре человека. Для выражения экспрессии он использует _____ в предложении 12. Рассказывая о зарождении чувств и формировании сознания человека в молодости, автор прибегает к _____ в предложении 2, основывая этот прием на скрытом сравнении. В предложении 7 Бондарев использует художественные определения, _____, для создания возвышенного образа искусства.

 

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) фразеологизм

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения

11) антитеза

12) эпитет

 

39. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

 

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Категория: 2009 | Добавил: lik-bez
Просмотров: 26817 | Загрузок: 1270