Олицетворение
Звезда с звездою говорит. 
М. Ю. Лермонтов

Под пером писателей окружающие нас предметы оживают: море дышит полной грудью; волны бегут, ласкаются к берегу; лес на­стороженно молчит; травы шепчутся с ветром; озера смотрят в бесконечные дали... А в одной песне даже поется про остроконеч­ных елей ресницы над голубыми глазами озер! В этом волшебном мире поэтических образов, по словам Ф. И. Тютчева, «на всем улыб­ка, жизнь во всем!» И мы готовы поверить поэту, что в тот час, когда спит земля в сиянье голубом (как писал М. Ю. Лермонтов), звезды обретают дар речи...

Все эти превращения в художественных произведениях обязаны замечательному стилистическому приему — олицетворению. Оли­цетворением называется наделение неживых предметов человечес­кими чувствами, мыслями, поступками, речью. Вот как, например, А. Гайдар использует этот троп в рассказе «Голубая чашка»: Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче.

При олицетворении описываемый предмет может внешне упо­добляться человеку: Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? (С. Есенин). Еще чаще неодушев­ленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами (А. А. Фет); На родину тянется туча, Чтоб только поплакать над ней (А. А. Фет); И цветущие кисти черемух Мыли листьями рамы фрамуг (Б. Пас­тернак).

Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описы­вая картины природы. Мастерски использовал этот троп С. Есенин. К клену поэт обращался как к старому доброму знакомому: Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под ме­телью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за дерев­ню погулять ты вышел... В его поэзии Заря окликает другую; Пла­чут вербы, шепчут тополя; Спит черемуха в белой накидке; Стонет ветер, протяжен и глух; Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже; Липы тщетно манят нас, в сугробы ноги погру­жая; Дымом половодье зализало ил. Желтые поводья месяц уро­нил; Вяжут кружево над лесом в желтой пене облака. В тихой дреме под навесом слышу шепот сосняка. Влюбленный в родную русскую природу, поэт с особой нежностью писал о березах:

Зеленая прическа, 
Девическая грудь, 
О тонкая березка, 
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер? 
О чем звенит песок? 
Иль хочешь в косы-ветви 
Ты лунный гребешок?

Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов С. Есенина, по которым мы безошибочно узнаем его стиль.

Очень самобытны олицетворения у В. Маяковского. Как не вспом­нить его «встречу» и «разговор» с солнцем: Что я наделал? Я по­гиб! Ко мне по доброй воле само, раскинув луч-шаги, шагает солн­це в поле! В произведениях В. Маяковского этот стилистический прием явился средством эмоционально-напряженного и нередко дра­матического звучания поэтической речи: А на седых ресницах — да! — на ресницах морозных сосулек слезы из глаз — да! — из опущенных глаз водосточных труб; Телеграф охрип от траурного гуда. Сле­зы снега с влажных покрасневших век. 

Как сильное изобразитель­ное средство выступает олицетворение и в художественной прозе. Например, у К. Паустовского:

Я думал о нем [о старом деревенском саде] как о живом существе. Он был молчалив и терпеливо ждал того времени, когда я пойду поздним вечером к колодцу за водой для чайника. Может Быть, ему было легче переносить эту бесконечную ночь, когда он слышал бренчанье ведра и шаги человека.

Олицетворение широко используется не только в художествен­ных текстах. Стоит раскрыть любой номер газеты, и вы увидите за­бавные заголовки, построенные на олицетворении: «Солнце зажига­ет маяки», «Ледовая дорожка ждет», «Матч принес рекорды», «Железобетон опустился в шахты»... Часто к нему обращаются пуб­лицисты для создания эмоционально выразительных образов. Так, в годы Великой Отечественной войны А. Н. Толстой писал в статье «Москве угрожает враг», обращаясь к России: Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несешь в своем сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои луч­шие сыны. Прием олицетворения помог писателю создать величе­ственный образ России, вынесшей на своих плечах все тяготы войны и открывшей народам путь к миру и счастью.




Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3064825/?partner=mvg2327303
Категория: Беседы | Добавил: lik-bez (30.01.2012)
Просмотров: 6776 | Теги: художественно-выразительные средств, тропы, олицетворение