Что такое речевая недостаточность?
Мечта улетела в космос...

Вдумайтесь в такие фразы: «Внимательно слушают ребята о ге­роизме и мужестве русских солдат»; «Из этой книги я узнал, что Юрий Гагарин начал вынашивать мечту о космосе еще с Саратовс­кого клуба ДОСААФ». Не кажутся ли они вам какими-то неполно­ценными? Чего же им недостает? В них пропущены слова. Следова­ло написать: Ребята слушают рассказы о героизме..; ...Гагарин вынашивал мечту подняться в космос еще со времени посещения Саратовского клуба.

Случайный пропуск слова, или речевая недостаточность, ре­зультат небрежности. Подобные ошибки часто возникают в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью вы­ражения мысли. Речевая недостаточность наносит серьезный ущерб не только стилистической, но и смысловой стороне речи: в предло­жении нарушаются грамматические и логические связи слов, затем­няется смысл.

Пропуск слова может совершенно исказить мысль и привести к абсурдности высказывания. Чего стоят, например, некоторые объяв­ления! У кассы цирка: «Дети до пятилетнего возраста проходят в цирк на руках»; на двери рентгенкабинета: «Делаем только срочные пере­ломы»; в учреждении: «Страховая компания приглашает вас в любой четверг для получения травмы». Не сразу и догадаешься, что ма­леньких детей в цирке родители должны держать на руках, что рентге­нологи могут сделать лишь срочные снимки переломов, а страховая компания готова выплатить деньги по условиям страхования от травм в любой четверг...

Пропуск слова может стать причиной алогизма — сопос­тавления несопоставимых понятий. Например: «Сравните показатели первой таблицы с таблицей седьмой» (можно сравнивать показатели с показателями, а таблицы с таблицами); «Язык героев Шукшина резко отличается от персонажей других авторов» (можно сравнивать язык персонажей только с языком героев других писателей); «Характеру Аркадия Кирсанова, как и его отцу, свойствен лиризм» (не лучше ли написать: Аркадий Кирсанов, как и его отец, склонен к лиризму!).

В результате пропуска слова нередко происходит и подмена понятия. Например: «На выставке среди экспонатов был и фила­телист из Омска». Но ведь экспонировался, конечно, не сам собиратель марок, а его альбом. Подобные нелепые и смешные речевые ошиб­ки попадают в журнал «Крокодил» в рубрику «Нарочно не придума­ешь»: «Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив»; «Татьяна заняла первое место среди деву­шек второго разряда».

Подмена понятия встречается и в вашей речи, когда вы говорите: «В кабинете литературы висят... великие писатели» (а не их портреты). «Павел Власов купил гармошку и стал ходить... с накрахмаленной грудью» (пропущено в рубахе).

Речевую недостаточность как распространенную ошибку следу­ет отличать от эллипсиса — стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для со­здания особой выразительности. Наиболее экспрессивны эллипти­ческие конструкции без глагола-сказуемого, передающие динами­ческие движения: Я за свечку, свечка — в печку! Я за книжку — та бежать и вприпрыжку под кровать (К. Чуковский). При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные слова, так как смысл предложения ясен и введение в него уточняющих слов лишит его легкости, выразительности.



Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3064825/?partner=mvg2327303
Категория: Беседы | Добавил: lik-bez (06.12.2011)
Просмотров: 8816 | Теги: художественно-выразительные средств, плеоназм, стилистика, тавтология