Гиперобола и литота
В сто сорок солнц закат пылал... 
В. Маяковский

Эти слова В. Маяковского, конечно, никто не принимает всерьез, по­нимая, что это преувеличение, но этот образ помогает нам представить необыкновенное по яркости небо, освещенное заходящим солнцем.

Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красо­ту описываемого, называется гиперболой. Гиперболизация — излюб­ленный стилистический прием В. Маяковского. Вспомним, напри­мер, такие его строчки: Одни дома длиною до звезд, другие — длиной до луны; до небес баобабы; Белей, чем облаков стада, величествен­нейший из сахарных королей; Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес... На гиперболах у Маяковского строится образность сатирических произведений «Трус», «Столп», «Подли­за», «Птичка божия». В гиперболизации поэт находил источник юмо­ра, вот, например, одна из его шуток: Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива...

«Королем гиперболы» в русской прозе был Н. В. Гоголь. Помни­те его описание Днепра? Редкая птица долетит до середины Днеп­ра; Чудный воздух... движет океан благоуханий. А сколько комиз­ма в гоголевских бытовых гиперболах! У Ивана Никифоровича... шаровары в таких высоких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением...

Русские писатели любили прибегать к гиперболизации как к сред­ству насмешки. Например, Ф. М. Достоевский, пародируя взволно­ванную речь, выстраивает в ряд гиперболы: При одном предполо­жении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слез!

Нельзя не сказать и о стилистическом приеме, противоположном гиперболе.
Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу и значе­ние описываемого, называется литотой. Например: мальчик с паль­чик. Литоту именуют еще обратной гиперболой.

Гипербола и литота имеют общую основу — отклонение в ту или иную сторону от объективной количественной оценки предмета, яв­ления, качества. Поэтому эти два тропа могут в речи совмещаться, переплетаться. Например, на этих тропах построено содержание шуточной русской песни «Дуня-тонкопряха», в которой поется о том, что Дуня куделюшку три часа пряла, три нитки напряла, и нитки эти потоньше полена, потолще колена...

Как и другие тропы, гипербола и литота могут быть общеязыковы­ми и индивидуально-авторскими. Есть немало общеязыковых гипер­бол, которые мы используем в повседневной речи: ожидать целую вечность, на краю земли, всю жизнь мечтать, высокий до неба, испу­гаться до смерти, задушить в объятиях, любить до безумия. Известны и общеязыковые литоты: ни капли, море по колено, капля в море, ру­кой подать, глоток воды, кот наплакал и т. п. Эти гиперболы и лито­ты относятся к эмоционально-экспрессивным средствам языка и на­ходят применение в художественной речи.



Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3064825/?partner=mvg2327303
Категория: Беседы | Добавил: lik-bez (30.01.2012)
Просмотров: 6568 | Теги: художественно-выразительные средств, тропы, литота, гипербола