Однородные члены предложения
Пью чай с лимоном и с удовольствием.

Приведенное в эпиграфе предложение построено явно неудачно и может вызвать улыбку: сочетания с лимоном и с удовольствием внеш­не напоминают однородные члены, но они выражают несовмести­мые понятия, далекие одно от другого, поэтому в роли однородных членов выступать не могут. И действительно: сочетание с лимоном является дополнением, а сочетание с удовольствием — обстоятельством образа действия. Таким же каламбуром прозвучало бы предложение «Шел дождь и два ученика: один в школу, другой в калошах».

Вместе с тем следует подчеркнуть, что однородные члены предложе­ния играют роль действенного изобразительного средства: при их помо­щи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью.

Например, следующий отрывок напоминает быстро сменяющие друг друга кинокадры:

...Уже столпы заставы 
Белеют: вот уж по Тверской 
Возок несется чрез ухабы. 
Мелькают мимо будки, бабы, 
Мальчишки, лавки, фонари, 
Дворцы, сады, монастыри, 
Бухарцы, сани, огороды, 
Купцы, лачужки, мужики, 
Бульвары, башни, казаки, 
Аптеки, магазины моды, 
Балконы, львы на воротах 
И стаи галок на крестах.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

А другой наш великий писатель-классик использовал перечисле­ние однородных членов для создания статической картины, на которой тщательно выписаны детали единого целого:

...Лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, на­крытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старин­ная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.

Н. В. Гоголь. «Мертвые души»

Однородные сказуемые-глаголы создают впечатление динамичнос­ти и напряженности речи, например: Бросившись к Сабурову, Маслен­ников схватил его, приподнял с места, обнял, расцеловал, схватил за руки, отодвинул от себя, посмотрел, опять придвинул к себе, поцело­вал и посадил обратно — все в одну минуту. (К. Симонов).

Весьма выразительны однородные согласованные определения, например: ...Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. С. Тургенев).

Однородные члены предложения могут быть соединены друг с другом бессоюзной связью и при помощи союзов. Ср.: 1) читать книги, брошюры, газеты, журналы; 2) читать и книги, и брошюры, и газеты, и журналы; 3) читать книги, брошюры, газеты и журна­лы; 4) читать книги и брошюры, газеты и журналы.

Первый вариант (без союзов) образует так называемый незамк­нутый ряд, т. е. не содержит исчерпывающего перечисления. Например: Весь домик был наполнен тревожными скрипами, вздохами, шорохами (Б. Горбатов). Такие конструкции характерны для спокой­ной повествовательной речи.

Второй вариант (с повторением союза перед каждым однород­ным членом) тоже имеет характер незаконченного перечисления, но при этом все однородные члены логически и интонационно под­черкиваются. Например: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в беско­нечность (В. Г. Короленко). Конструкции этого рода используются в речи эмоциональной.

Третий вариант (с постановкой союза перед последним однород­ным членом) образует замкнутый ряд, имеющий значение законченного перечисления. Например: Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки (А. Серафимович). Такие конструкции представляют собой наи­более употребительный тип сочетаний однородных членов и встре­чаются в любом стиле речи.

Четвертый вариант (с попарным соединением однородных чле­нов) имеет несколько разновидностей:

а) парные группы образуются близкими по смыслу словами, на­пример: Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову (М. Горький);

б) попарно могут соединяться слова, обозначающие контраст­ные понятия, например: Глядел на все вокруг пытливыми глазами
надежд и опасений, страха и радости (М. Горький);

в) возможно попарное соединение слов-понятий, логически да­леких друг от друга, например: из таких людей можно делать все: гвозди и танки, стихи и победу (И. Эренбург).

Сами союзы при однородных членах различаются своей стилис­тической окраской.

Большая часть их носит нейтральный характер: и, или, а, но, ни... ни и др.

Некоторым присущ книжный характер: как... так и, не только... но и, если не... то,хотя... но и др. Например: У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах (И. А. Гонча­ров); Молнии не столько вспыхивали, сколько трепетали, как крыло умирающей птицы (И. С. Тургенев); На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство (Л. Н. Толстой).

Другие союзы носят разговорный характер: да, либо. Например: Лес ли начнется — сосна да осина (Н. А. Некрасов); Мал язык, да всем телом владеет (Поговорка); Вечерами Тарас Семенович либо читал вслух какую-нибудь книгу, либо рассказывал сказку (Г. Марков).

Не следует соединять союзом и причастный оборот и придаточ­ное определительное предложение, так как член предложения (причастный оборот является распространенным определением) и при­даточное предложение не могут быть однородными членами. Это требование нарушено, например, в предложениях из ученических сочинений: «Маяковского радует трудовой подъем, охвативший на­родные массы и в котором он видит залог победы»; «В конце романа Ниловна показана как женщина, юторая ничего не боится и спокой­но делающая свое опасное дело».




Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3064825/?partner=mvg2327303
Категория: Беседы | Добавил: lik-bez (31.03.2012)
Просмотров: 8180