Общие сведения о языке
Разделы языкознания

В разделе объявлений: 13
Показано объявлений: 1-13

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке.

Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями.

Язык тесно связан с мышлением и сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке – в словах, словосочетаниях и предложениях. С помощью языка люди передают свои знания, опыт от поколения к поколению.

Каждый язык представляет собой сложную систему. Элементы этой системы тесно связаны между собой и образуют подсистемы в языке: фонетическую, морфологическую, лексическую и синтаксическую.

Язык, возникший в процессе общественного развития, постоянно изменяется, совершенствуется. Существенные изменения происходят и в русском языке. Меняется, обогащается словарный состав языка, изменяются морфологические нормы, появляются новые синтаксические конструкции, закрепляются новые нормы произношения слов.

Яснее всего изменения, происходящие в языке, обнаруживаются в его словарном составе, так как именно он наиболее быстро реагирует на изменения в общественной жизни. Какие-то слова уходят из языка, появляются новые, некоторые приобретают новые значения.

Русский язык был и остается национальным языком русского народа. Это язык культуры, науки, техники. На русском языке созданы выдающие произведения литературы, труды учёных.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.

Русский язык по-прежнему является средством межнационального общения для народов, проживающих на территории Российской Федерации. Он остаётся таковым и для народов, ранее составлявших Советский Союз. Он помогает приобщиться не только к русской, но и мировой культуре и научной мысли. Русский язык является посредником между всеми языками народов Российской Федерации, поскольку на русский язык переводят произведения художественной литературы авторов всех национальностей. Многие национальные литераторы пишут свои произведения на русском языке.

Среди более чем двух с половиной тысяч известных на земле языков русский язык остаётся одним из самых распространённых и широко используется для международного общения. Это один из рабочих языков Организации Объединённых Наций. Интерес к его изучению не ослабевает в других странах. Он становится средством приобщения мирового сообщества к русской культуре.

Наряду с украинским и белорусским русский язык входит в восточную подгруппу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской семье языков. Другие подгруппы: западная (польский, чешский, словацкий, лужицкий языки) и южная (болгарский, македонский, сербско-хорватский, словенский языки).

Современный русский язык, национальный язык русского народа, является формой русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также жаргоны.

Основой и высшей формой русского национального языка является литературный язык. Это – язык книг, газет, театра, радио и телевидения, государственный учреждений и учебных заведений. От других форм существования языка его отличает обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, обязательность для всех членов общества, разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения. Нормированность языка означает, что произношение слов, их выбор и употребление грамматических форм, построение предложений в литературном языке подчиняется определённым правилам, или нормам.

Язык имеет устную и письменную форму. Обе они характеризуются особенностями как лексического состава, так и грамматической структуры, поскольку рассчитаны на разные виды восприятия – слуховое и зрительное.

Устная речь – это речь произносимая, звучащая. В устной речи важно правильно произносить звуки, слова, предложения, соблюдать интонацию и ударение. Для неё характерны простые короткие предложения, общеупотребительная, конкретная лексика.

Письменная речь связана с написанием. Она оформляется правильно и точно с точки зрения орфографии и пунктуации. В письменной речи используются более сложные синтаксические конструкции, преобладает отвлечённая лексика, терминологическая и преимущественной интернациональная по своему использованию.


Литературный язык – высшая форма национального языка.
Литературный язык – это язык государственных и культурных учреждений, обучения, средств массовой информации, науки – всех проявлений культуры, выраженной в словесной форме.

Литературный язык существует в двух формах – устной и письменной.

Основным признаком литературного языка является нормативность. Система норм охватывает все стороны литературного языка. В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяют различные типы норм.

 Нормы   
 Правила   
Пример
 акцентологические   
 ударения   
 позвони’шь (не позвОнишь)
 орфоэпические   
 произношения   
 темп[тэмп] (не [т’эмп])
 лексические   
 употребления слов
 абонент номера (не абонемент)
 фразеологические   
 употребления устойчивых сочетаний слов на краю гибели (не на крае)
 словообразовательные   
 образования слов вскипятить (не скипиятить)
 морфологические   
 образования грамматических форм яблок (не яблоков)
 синтаксические   
 объединения слов в словосочетания и предложения таблетки от головы (не для головы)
 орфографические   
 написания слов
 яства (не явства)
 пунктуационные     постановки знаков препинания Как хороши, как свежи были розы! (воскл.предл.)
   
Литературный язык является частью национального языка, который включает в себя и местные говоры, диалекты, городское просторечие, профессиональные, жаргонные и другие элементы, противостоящие литературному языку как ненормативная речь.

Литературный язык превосходит все остальные разновидности национального языка широтой своего применения (функционирования). Диалекты, городское просторечие и т.д. обслуживают в основном потребности бытового устного общения, а литературный язык используется и как язык литературы и искусства, и в бытовом, и в научном, и в официально-деловом, и в межнациональном общении. Говоря другими словами, литературный язык полифункционален.

Литературный язык воспринимается обществом как образцовая форма национального языка, и поэтому именно он используется во всех сферах общения.

С разнообразными социальными функциями литературного языка связано его деление на ряд функциональных стилей.




Лексикология (от греч. lexikos — словесный, словарный, logos — учение) — раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

В курсе лексикологии слова русского языка рассматриваются с разных точек зрения. Изучается значение слов, их место в общей системе языка, происхождение и область их применения в процессе общения, экспрессивно-стилистические характеристики слов. Такой подход к изучению слов называется описательным.

Лексикология изучает следующие основные проблемы:

  • слово как основная единица языка;
  • типы лексических единиц;
  • пути пополнения и развития словарного состава;
  • лексика и внеязыковая действительность;
  • частотность лексики в текстах;
  • лексика в речи, в тексте;
  • сочетаемость слов.

Морфология (от греч. morhpe - форма, logos - учение) — раздел науки о языке, изучающий слова как части речи — с точки зрения их грамматических свойств. Этим морфология отличается от лексикологии, изучающей слова с точки зрения их лексических значений.


Фразеология - раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, или фразеологизмы.

 


Синтаксис (от греч. syntaxis — порядок, построение) — раздел грамматики, который изучает законы организации связной речи, способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи (словосочетание, предложение), их строение, значение и функции.

С помощью синтаксической связи соединяются слова в словосочетании и предложении.

Графика (греч. graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую) – совокупность всех средств письменности, посредством которых устная речь передается на письме; раздел науки о языке, который изучает эти средства, устанавливает нормы и порядок их использования.

Графика изучает
  • систему взаимоотношений между буквами и звуками,
  • систему начертания букв и знаков,
  • связь между смыслом и знаками,
  • другие средства и способы оформления сообщений.

Основными средствами графики являются
  • буквы,
  • знаки препинания,
  • дефис,
  • знак переноса,
  • пробелы между словами,
  • знак ударения,
  • знак абзаца,
  • приемы сокращения слов и другие средства.


Фонетика (греч. phonetike от phone – звук) – раздел науки о языке, в котором изучается звуковая сторона языка: способы образования и акустические свойства звуков, их изменение в речевом потоке, ударение, слог. Фонетика изучает также принципы фонетического деления текста на фразы.

Общая фонетика – рассматривает общие для всех языков вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической структуре.

Частная фонетика изучает звуковой строй конкретного языка.

Описательная – исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане (в настоящее время).

Историческая – прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, позволяет объяснить современное состояние фонетического уровня языка особенностями его исторического развития.

Сопоставительная фонетика объясняет явления звукового строя языка на материале родственных языков.

Среди лингвистических наук фонетика занимает особое место. Лексикология и грамматика изучают значимые единицы языка (слова, морфемы, предложения). Фонетика же имеет дело с материальной (от лат. materia - вещество) стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного значения. Например, предлог "у" (у дома) - это слово, имеющее значение "рядом", "около", "вблизи". Звук [у] сам по себе значения не имеет.

При изучении звукового строя языка обычно выделяется два основных аспекта: физиолого-акустический и фонологический. В первом исследуется строение и функционирование речевого аппарата, закономерности образования отдельных звуков, их артикуляция и особенность звучания. Во втором - звуки речи рассматриваются в точки зрения той роли, которую они играют в выражении определённого смысла.


Морфемика — раздел науки о языке, изучающий состав слова.

Словообразование
1) раздел науки о языке, изучающий способы образования слов;
2) процесс образования слов.