Средства выразительности
Типы текстов

В разделе объявлений: 7
Показано объявлений: 1-7

АЛЛЕГ`ОРИЯ (от греч. állos — иной и agoréuo — говорю) — изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ (сердце — аллегория любви; две скрещенные пушки — аллегория артиллерии и т.д.). Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определенные лица или социальные явления. Многие аллегорические образы пришли из мифологии, например: образ богини Фемиды — аллегория правосудия.


АЛЛИТЕР`АЦИЯ (от лат. al — к, при, litera — буква) — повторение в стихотворной речи (реже — в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:

Город грабил,
               греб,
                   грабастал...

(В. Маяковский. Владимир Ильич Ленин.)

Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.

(Г. Державин. Водопад.)

В этих примерах аллитерация строится на повторении звуков гр.
 

При установлении аллитерации нужно помнить об оглушении и озвончении согласных:

А вы надменные потомки
Известной подлость прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!

(М. Лермонтов; аллитерация [п]).


АЛЛ`ЮЗИЯ (от лат. allusio — намек) — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный, бытовой или общественно-политический: «Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен?» (В. В. Маяковский. Хорошо!). Строка перекликается с репликой Чацкого (А. С. Грибоедов. Горе от ума): «И дым отечества нам сладок и приятен», в свою очередь восходящую к строке Г. Р. Державина из стихотворения «Арфа»:
Мила нам добра весть о нашей стороне;
Отечества и дым нам сладок и приятен...
а также к латинской пословице «И дым отечества сладок».

АНАКОЛ`УФ (от греч. anakóluthos — несогласный) — стилистические оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения. Анаколуф передает взволнованность речи, или ее затруднительность, или небрежность. «Душу вытащу, растопчу, чтоб большая! — окровавленную дам как знамя» (В. Маяковский. Облако в штанах); «Мне совестно, как честный офицер» (А. Грибоедов. Горе от ума).

АН`АФОРА (от греч. anáphora — вынесение вверх) — повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.

Анафора довольно часто встречается в стихотворениях Ф. Тютчева:
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины...
(«Весна».)
«Уже сукна купли он себе такого, какого не носила вся губерния... уже приобрел он отличную пару и сам держал одну вожжу, заставляя пристяжную виться кольцом; уже завел он обычай вытираться губкой, намоченной в воде, смешанной с одеколоном; уже покупал он весьма недешево какое-то мыло для сообщения гладкости коже, уже...» (Н. Гоголь. Мертвые души.)


ЗВ`УКОПИСЬ —  сложные словесные повторы в поэтической речи; такое звуковое построение фраз, стихотворных строк, сочетающих гласные и согласные звуки, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, настроению:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...

(М. Лермонтов; повторы [у], [ч]).


АССОН`АНС — повторы гласных звуков (франц. assonance — «созвучие»).

При установлении ассонанса нужно учитывать именно звуки, а не буквы:

Но в искушеньях долго кары,
Перетерпев судьбы удары,
Окрепла Русь,
Так тяжкий млат,
Дробя стекло,
Куёт булат...

(А. Пушкин; ассонанс [у], [а]).