Аудирование (слушание)
15.12.2009, 14:28
Аудирование (от лат. audiare — «слышать») — это процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Основная цель аудирования (слушания) — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе устного высказывания.

Большинство людей, по мнению учёных, плохо умеют слушать речь собеседника, особенно если он не задевает их интересов. Исследования показывают, что умение сосредоточенно и выдержанно выслушать человека, вникнуть в суть того, о чём он говорит, обладают не более 10% людей. «Умение слушать — редкая способность и высоко ценится», — писал Даниил Гранин в романе «Картина». Между тем умение слушать — это элемент речевой культуры человека, проявление способности адекватно понимать и верно оценивать звучащую речь, а также важнейшее условие для получения образования и успешного овладения основами наук.

Виды аудирования

Выборочное аудирование — выделение в речевом потоке необходимой или интересующей информации. Это могут быть конкретные данные (даты, числа, собственные имена, географические названия и т.п.) или же более развёрнутые сведения в виде аргументов, примеров, деталей, оценочных суждений.
Ненужная информация при этом игнорируется.

Ознакомительное аудирование — извлечение основной информации текста. Он прослушивается для того, чтобы выделить и закрепить в памяти наиболее важные сведения аудиотекста, определить его тему, основную мысль и отделить существенную информацию от несущественной.

Детальное аудирование — это полное, точное понимание звучащей речи, запоминание и осмысление основных и второстепенных фактов, содержащихся в ней. При детальном аудировании предполагается способность слушающего воспроизвести исходный аудиотекст в виде устного пересказа или письменного изложения. При этом передложение содержания может быть подробным или сжатым, полным или выборочным.

Аудирование — очень трудный вид речевой деятельности. Он требует от человека серьёзного умственного напряжения, большой концентрации внимания.

Специалисты выделяют несколько причин неглубокого и неадекватного понимания звучащей речи:
  • быстрое утомление в результате сложных речемыслительных процессов слушающего
  • индивидуальная манера речи говорящего: особенность произношения, интонация, тембр голоса, определённые дефекты речи, слишком быстрой или очень медленный темп речи;
  • наличие в устной речи незнакомых для слушающего слов.
Успешному слушанию могут способствовать:
  • богатый словарный запас слушающего;
  • зрительная наглядность, сопровождающая звучащий текст: схемы, таблицы, картинки, список ключевых слов, план;
  • концентрация на говорящем: внимание к его голосу, мимике, жестам, интонации, позе и т.д.;
  • некритичное слушание: восприятие сообщения как оно есть до его окончания, без критики, перебивания, спора.

Добавил: lik-bez |
Просмотров: 28557