Управление
Можно ли оплатить за проезд?

Вспомним, что представляет собой грамматическая связь управ­ления. Это связь между членами предложения, которая находит свое выражение в правильном выборе падежной формы (с предлогом или без предлога). Итак, будем выбирать предлоги и падежи.

В приведенном выше эпиграфе имеется словосочетание «опла­тить за проезд», которое можно часто услышать в трамвае, автобусе, троллейбусе. Сопоставим с ним словосочетание уплатить за про­езд в том же значении «отдать деньги за что-либо» и зададимся воп­росом: в одинаковой ли степени правильны эти конструкции или же с точки зрения грамматики одна из них предпочтительнее? Ответ: в литературном языке принята беспредложная конструкция оплатить что (оплатить проезд, оплатить труд рабочих, оплатить расхо­ды по командировке) и предложная конструкция уплатить за что (уплатить за проезд и т.д.).

В других случаях конструкции с предлогом и без предлога равноправны, например: ехать трамваем — ехать на трамвае, вернуться поездом — вернуться на поезде, просить помощи — просить о помощи, интересный всем — интересный для всех, понятный каждому — понятный для каждого, полезный детям — полезный для детей, приятный друзьям — приятный для друзей, нужный многим — нужный для многих.

Другой вопрос: если равноправны беспредложная и предложная конструкции, то, может быть, равноправны конструкции с разными предлогами? Ответ: да, и в этих случаях мы говорим о синонимии предлогов.

Это можно показать на предлогах в и на: несмотря на явное раз­личие в своих значениях (в — «внутри чего-нибудь», на — «на поверх­ности чего-нибудь»), они нередко выступают как синонимы. Напри­мер: ехать в поезде — ехать на поезде, работать в поле — работать на поле, слезы в глазах — слезы на глазах, корабли в море — корабли на море. Ср.: Я побежал в кухню... (М. Горький). — Нянька приходила на кухню... (В. Г. Короленко).

В то же время следует отметить, что в большинстве случаев эти предлоги различаются в соответствии с присущими им значениями.

С географическими объектами сочетается предлог вв городе, в деревне, в селе (но: первый на селе работник), в Белоруссии, в Сибири, в Украине.

При названиях островов, полуостровов употребляется предлог нана Аляске, на Камчатке, на Сахалине, на Таймыре, на Новой Земле.

С названиями гор и горных местностей употребляется предлог нана Казбеке, на горе Арарат, на Кавказе, на Урале. Употребление предлогов в — на при названиях гор во множественном числе связано с различными значениями: отдыхать в Альпах, в Пиренеях — значит «в горах, среди гор»; события на Балканах — значит «на Балканском полуострове»; леса на Карпатах — значит «на поверхности гор».

Мы говорим: в театре (в старину говорили: на театре), в кино, в цирке (имеются в виду закрытые помещения), но: на концерте, на опере, на спектакле (имеется в виду представление, исполнение). Сочетание служить на флоте носит профессиональный характер, так говорят моряки, и в этом нет ошибки.

При названиях транспортных средств чаще употребляется пред­лог нана поезде, на пароходе, на самолете, на трамвае, на автобу­се, на метро. Употребление предлога в предполагает нахождение внутри называемого предмета: находится в поезде, сидеть в трам­вае, обедать в самолете.

Предлоги в и на имеют свои антонимы: в — из, на — с. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — при­ехал с Кавказа, вошел в здание — вышел из здания, пошел на вокзал — пришел с вокзала. Не всегда, правда, это положение выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все кон­цы страны — получить со всех концов страны.

Продолжаем наши наблюдения над предлогами. А может быть: наблюдения за предлогами? Нет. Сравним: наблюдаем за звездами — наблюдения над подопытными животными. В первой конструкции речь идет об изучении объекта без нашего вмешательства в его «по­ведение», а вторая конструкция имеет значение «изучать явление и регулировать его». Поскольку мы не только рассматриваем предло­ги, но и экспериментируем с ними, правильной является конструк­ция наблюдения над предлогами.

Весьма своеобразен предлог по: он управляет тремя падежами — дательным, винительным и предложным (в этом отношении с ним конкурирует только предлог с). 

Как вы скажете: по получении ответа или по получению отве­та? Мы скучаем по вам или по вас?

На первый вопрос отвечаем так: предлог по в значении «после» управляет предложным падежом, стало быть: по получении ответапо окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты, а после получения и т. д. — нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (рабо­ты по озеленению города) предлог по управляет дательным паде­жом. Кстати, с каким падежом употреблен этот предлог в сочетании идти по улице?

Сложнее ответить на второй вопрос: скучаем по вам или по вас? Если в сочетаниях с существительными (скучаем по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучаем по ним) предлог по управляет дательным падежом, то в со­четании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), ску­чают по нас (не по нам). Таковы капризы предлога по.

Ему присуща также стилистическая особенность: при обозначе­нии предмета, который нужно достать, добыть, употребление пред­лога по имеет разговорно-просторечный характер, например: идти за грибами — идти по грибы. Ср.: Раз утром молодуха пошла за водой на озеро (М. Пришвин). — Весной ходят девушки в рощу по ландыши, летом — по ягоды (В. Панова).

Как, по-вашему, лучше сказать: Я не читал этой книги или Я не читал эту книгу? Не будем категоричны в своем ответе: обе конструк­ции правильны, т. е. после переходного глагола с отрицанием дополне­ние может стоять или в родительном, или в винительном падеже.

Однако не всегда такие вариантные конструкции одинаково упот­ребительны: в одних случаях преобладает употребление родительно­го падежа, в других предпочтительнее форма винительного падежа, в третьих обе формы действительно равноправны.

1. Родительный падеж усиливает отрицание и употребляется в следующих случаях:
а) если в предложении имеется частица ни или отрицательное местоимение, либо наречие с приставкой ни-, например: 
Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды (А. С. Пушкин);

б) если дополнение имеет значение какой-то части предметов, например: 
Не купил к чаю баранок (К. Федин);

в) если дополнение выражено отвлеченным существительным, например: 
не теряет времени, не испытывает желания, не упуска­ет случая, не принимает
участия.

2. Винительный падеж ослабляет отрицание и обычно употребля­ется в следующих случаях:

а) при указании на конкретный, определенный предмет, напри­мер: 
Эту книгу я не возьму; не прочитал присланную ему повесть;

б) при выражении дополнения одушевленным существительным, например: 
Свою Тамару не брани (М. Ю. Лермонтов);

в) при двойном отрицании, которое обозначает усиленное утверж­дение, например: 
Женщина не может не понять музыку (М. Горький);

г) в конструкции «не + вспомогательный глагол + неопределенная форма переходного глагола + дополнение», например: 
не смог приоб­рести новый словарь, не успел прочитать эту книгу, не хочет надеть старый костюм; ср.: Два века ссорить не хочу (А. С. Пушкин).

3. В остальных случаях встречается употребление как родитель­ного, так и винительного падежа: конструкция с родительным паде­жом носит книжный характер, конструкция с винительным падежом — нейтральный или разговорный характер. 
Ср.: Андрей не отрывал от Терезы очарованного взгляда (М. Бубеннов). — Ты не терзай мне душу (М. Горький).

Скажите, кто является владельцем книги, о которой идет речь в пред­ложении: Книга племянницы мужа учительницы сына моего соседа? Чтобы ответить на этот вопрос, вы начинаете перебирать звенья этой цепочки родительных падежей с конца: у меня есть сосед, у него есть сын, у сына есть учительница, у учительницы есть муж, у мужа есть племянница... наконец, отдышавшись, вы находите, кому принадлежит книга. Нетрудно видеть стилистический недостаток подобных конструк­ций: один родительный падеж цепляется за другой, образуется клубок, который приходится разматывать. Пример подобного неудачного пред­ложения в школьном пособии по литературе привел К. Чуковский: «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления пока­за трагизма его судьбы». Попытайтесь передать эту мысль понятным языком. Не так-то просто, не правда ли? Попробуем совершить этот подвиг вместе. Может быть, подойдет такой вариант? — В основу образа дворового положена его трагическая судьба.
Как вы понимаете предложение: Чтение Маяковского произво­дило сильное впечатление на слушателей? Читал сам В. Мая­ковский или кто-то другой читал произведения великого поэта? Неяс­ность произошла из-за того, что слово Маяковский может быть понято как родительный субъекта (он производил действие, выражен­ное глаголом читал) и как родительный объекта (предметом действия были его произведения).
Неудачны предложения, в которых эти два падежа стоят рядом, на­пример: «Оценка Белинского романа «Евгений Онегин». Можно было бы сказать: Оценка, данная Белинским роману «Евгений Онегин».

Нередко встречаются конструкции, в которых при двух управляю­щих словах имеется общее зависимое слово, например: читать и конспектировать книгу, встречаться и беседовать с друзьями. Такие конструкции построены правильно, потому что глаголы в них требуют одинакового управления: читать что и конспектировать чтовстречаться с кем и беседовать с кем. Но стилистически неверно построены предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: «интересоваться и собирать марки» (интересоваться чемсобирать что), «любить и заниматься спортом» (любить чтозаниматься чем). Исправить такие конструкции нетрудно: при первом управляющем слове употребляется зависимое существительное, а при втором — заменяющее его местоимение: интересоваться марками и собирать ихлюбить спорт и заниматься им.

А теперь скажите, правильно ли построены предложения: «Наш преподаватель физкультуры организовал и руководит кружком по плаванию».




Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3064825/?partner=mvg2327303
Категория: Беседы | Добавил: lik-bez (04.03.2012)
Просмотров: 11448 | Теги: стилистика, управление