Переходные и непереходные глаголы
22.01.2010, 11:46
Переходность/непереходность — глагольная категория, которая выражает отношения между субъектом (тем, кто совершает действие) и объектом (тем, на кого действие направлено).
Смысл переходности/непереходности состоит в том, что субъект совершает действие, а результат его «оказывается» или «не оказывается» на субъекте — переходит на него или не переходит.



Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на объект, и могут иметь при себе прямое дополнение, то есть
  • сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога:
    читать (кого? что?) книгу, есть (кого? что?) завтрак, стричь (кого? что?) клиента, купить (кого? что?) билет;

  • сочетаться с существительным или местоимением в родительном падеже:

    • если при глаголе имеется отрицание:
      написал (кого? что?) письмо — не написал (кого? чего?) письма,
      выучил урок — не выучил урока,
      читал роман — не читал романа,
      терять время — не терять времени;

    • если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть:
      выпил (что?) воду — выпил (чего?) воды,

      положил (что?) хлеб — положил (чего?) хлеба,

      купил (что?) молоко — купил (чего?) молока.


ВНИМАНИЕ!
Чтобы быть переходным, глагол должен иметь при себе существительное в винительном падеже (или в родительном при соблюдении условий) без предлога, которое обозначает объект. Если существительное при глаголе объектом не является, глагол непереходный:
простоять час — глагол непереходный, так как час даже в винительном падеже не является объектом действия,
жить неделю — глагол непереходный, так как неделя не испытывает воздействие со стороны субъекта.



Непереходные глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, и не могут иметь при себе прямого дополнения:
ходить (на чём?) на лыжах, заниматься (чем?) спортом,
купаться (в чём?) в море, претворять (во что?) в жизнь,
разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.


Переходность/непереходность глагола тесно связана с его лексическим значением: в одном значении глагол может быть переходным, в другом — непереходным:
говорю правду — глагол говорю («высказываю») переходный;
малыш уже говорит — глагол говорит («разговаривает») непереходный;
учить в школе — глагол учить («преподавать») непереходный,
учить детей — глагола учить («обучать») переходный.


Следует правильно употреблять глаголы.

С предлогами


агитировать против войны
отвыкнуть от старых привычек
готовиться к экзамену
обращаться к учителю
бороться за мир
верить в победу
возлагать надежды на молодёжь
встать на защиту Родины
выступить с сообщением
извиниться перед товарищем
платить за книги
отличиться в учёбе
нуждаться в отдыхе
против чего?
от чего?
к чему?
к кому?
за что?
во что?
на кого?
на что?
с чем?
перед кем?
за что?
в чём?
в чём?
р. п.

д. п.

в. п.



тв. п.

в. п.
п. п.

Без предлогов


добиваться успехов
ждать поезда
придерживаться своего мнения
верить другу
сочувствовать приятелю
служить Отечеству
владеть языком
дорожить временем
увлекаться спортом
оплатить проезд
чего?
чего?
чего?
кому?
кому?
чему?
чем?
чем?
чем?
что?
р. п.


д. п.


т. п.


в. п.



Глаголы с суффиксом (постфиксом) -СЯ (-СЬ) относятся к непереходным.


Добавил: lik-bez | | Теги: непереходность глагола, подготовка, тесты по русскому языку, ЕГЭ, глагол, курс русского языка, русский язык, репетиторство, переходность
Просмотров: 110687