ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ 11.1 — 11.5
Задание требует написания развёрнутого ответа в жанре сочинения.
- Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является
главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов,
то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше
не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания
выставляется 0 баллов).
- Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (в подсчёт слов
включаются все слова, в том числе служебные)*. Если в сочинении менее
200 слов, то задание считается невыполненным и ответ оценивается 0 баллов.
- Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям
есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений
(стихотворений, лирических поэм), то при оценивании такого сочинения по
критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений:
при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше
2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше
1 балла.
- Если вместо произведений художественной литературы анализируются
тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью
к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман),
то задание считается невыполненным и ответ оценивается по всем критериям
0 баллов.
Критерии |
Баллы |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне |
3 |
Сочинение написано на заданную тему, рассмотрен только один из аспектов темы, но он рассмотрен глубоко, ИЛИ сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта неглубоко, но многосторонне
|
2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема понята упрощённо и раскрыта поверхностно
|
1 |
Тема не раскрыта |
0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,
авторская позиция не искажена,
фактические ошибки отсутствуют
|
3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,
авторская позиция не искажена,
допущены одна-две фактические ошибки
|
2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),
ИЛИ
аргументация подменяется пересказом текста,
авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ
допущены три фактические ошибки
|
1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),
ИЛИ
при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки,
И/ИЛИ
авторская позиция искажена
|
0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, и два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
Дополнительное указание к оцениванию
Наряду с теоретико-литературными понятиями при выставлении
3–1 баллов могут быть засчитаны термины искусствоведения, если
тема сочинения нацеливает на их использование**
|
3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, и одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют |
2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),
И/ИЛИ
допущена одна ошибка в использовании понятий
|
1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение,
ИЛИ
допущено более одной ошибки в использовании понятий
|
0 |
4. Композиционная цельность и логичность |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
|
3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,
НО
внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы
|
2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел,
НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
И / ИЛИ
мысль повторяется и не развивается
|
1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения |
0 |
5. Соблюдение речевых норм |
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка |
3 |
Допущены две-три речевые ошибки |
2 |
Допущены четыре речевые ошибки |
1 |
Допущено пять или более речевых ошибок |
0 |
6. Соблюдение орфографических норм |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырех
ошибок |
1 |
Допущено пять или более ошибок |
0 |
7. Соблюдение пунктуационных норм |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырех
ошибок |
1 |
Допущено пять или более ошибок |
0 |
8. Соблюдение грамматических норм |
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки |
1 |
Допущено три или более ошибок |
0 |
Максимальный балл за сочинение |
18 |
* Правила подсчёта слов совпадают с аналогичными правилами подсчёта слова в ЕГЭ по русскому языку: "При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, "всё-таки" — одно слово, "всё же" — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, "М. Ю. Лермонтов" — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, "5 лет" — одно слово, "пять лет" — два слова).
**В соответствии с п. 9.3 ФГОС СОО и п. 21.5.14. ФОП СОО по учебному предмету «Литература»
(углублённый уровень) допускается использование не только терминологического аппарата современного
литературоведения, но и «элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе анализа
и интерпретации произведений художественной литературы».
|