Сложносочинённое предложение (ССП) — это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу. Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них. Классификация сложносочинённых предложений По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на группы:
|
В сложносочинённых предложениях (ССП) с соединительными союзами: И, ДА(=И), НИ—НИ — может говориться об
Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет]. ───── ═══════ ──── ═════════ И [ ], и [ ]. И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]... ══════ ──── ══════ ───── [ ], да [ ]. [Только иволги кричат], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы]. ───── ═════ ─────── ═════════ [ ], и [ ]. [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния]. ════ ────── ───── ═══════ ────── [ ], и [ ]. [Жизнь даётся один раз], и [хочется пожить её бодро, осмысленно, красиво]. ──── ═════ ══════ (второе предложение выражает вывод из первого) [ ], и [ ]. [Скажи ты ей два слова], и [она спасена]. ════ ── ─── ══════ (первое предложение содержит условие действия во втором) [ ], и [ ]. [Становилось жарко], и [я поспешил домой]. ══════════════ ─ ═══════ (в первом предложение причина событий второго) |
В сложносочинённых предложениях (ССП) с противительными союзами: А, НО, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ, ТОЛЬКО — одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. |
В сложносочинённых предложениях (ССП) с разделительными союзами:
ИЛИ (ИЛЬ), либо, ЛИ...ИЛИ, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО, ТО ЛИ...ТО ЛИ —
указывается на чередование явлений, на возможность или выбор одного
явления из двух или нескольких. [ ], иль [ ], иль [ ]. [Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей дубровы], иль [птица робко пролетит]. ═════ ── ────── ════════ ──── ══════ То [ ], то [ ]. То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит]. ───── ══════ ─── ════ Не то [ ], не то [ ]. Не то [светало], не то [темнело]. ══════ ══════ |
В сложносочинённых предложениях (ССП) с градационно-сопоставительными союзами: НЕ ТОЛЬКО...НО И, НЕ ТО ЧТОБЫ... А(НО), ЕСЛИ НЕ...ТО, НЕ ТО ЧТО...НО (А), НЕ СТОЛЬКО...СКОЛЬКО — происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимой, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится в первом предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). [не то что ], но [ ]. [Он не то что жесток], но [он слишком деятельного характера]. ── ═════ ── ═════════════════ Не только [ ], но и [ ]. Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда], ──── ═══════════════ но и [старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд]. ────── ───── ═════════ |
В сложносочинённых предложениях (ССП) с присоединительными союзами: ДА И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ПРИЧЁМ, ПРИТОМ — второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [ ], да и [ ]. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком], да и [она считала его за ребёнка]. ── ════════ ─── ═════ [ ], [тоже ]. [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже побледнели]. ──── ══════════ ──── ═════════ |
В сложносочинённых предложениях (ССП) с пояснительными союзами: ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО — указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. [ ], то есть [ ]. [Так же вот жилось в родных Лозищах и некоему Осипу Лозинскому], ═════ то есть [жилось, правду сказать, неважно]. ═════ [ ], а именно: [ ]. [Мужская комнатная прислуга было доведена у нас до минимума], ─────── ═══════════ а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев]. ══════════════════ ────────────────── |
ПЛАН РАЗБОРА
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА [Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада]. [ ], но [ ]. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом НО, отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого предложения на письме разделяются запятой. |
Синтаксическая связь может быть
СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ С помощью сочинительной связи объединяются РАВНОПРАВНЫЕ слова или предложения, то есть такие, между которыми нет отношений главного и зависимого, господствующего и подчинённого, между которыми от одного к другому нельзя задать вопрос. Признаки сочинительной связи:
Собиралися мирные пахари ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ С помощью подчинительной связи объединяются НЕРАВНОПРАВНЫЕ слова и предложения, то есть такие, одно из которых является главным, другое — зависимым, подчинённым. В этом случае от главного слова или предложения к зависимому задаётся вопрос. Признаки подчинительной связи:
|
Синтаксис (от греч. syntaxis — порядок, построение) — раздел грамматики, который изучает законы организации связной речи, способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи (словосочетание, предложение), их строение, значение и функции. С помощью синтаксической связи соединяются слова в словосочетании и предложении. |
Словосочетание — это сочетание двух или более знаменательных
(самостоятельных) слов, связанных между собой на основе подчинительной
связи по смыслу и грамматически. Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро. Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д. называется ГЛАВНЫМ. Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется ЗАВИСИМЫМ. От главного слова к зависимому можно задать вопрос. Главное слово при анализе словосочетания принято отмечать крестиком. Виды словосочетаний По характеру главного слова: По характеру смысловых отношений: По количеству компонентов: По степени спаянности компонентов: Виды связи внутри словосочетания Между главным и зависимым словом в словосочетании устанавливается
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому: тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене. Грамматическая связь в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога. какое? Способы подчинительной связи в словосочетании По характеру зависимого слова выделяют способы связи: Начальная форма словосочетаний Чтобы определить начальную форму словосочетания, нужно главное слово поставить в начальную форму: × × на лесной тропинке — лесная тропинка, × × пришёл вовремя — прийти вовремя. НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
|
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на:
Именные словосочетания Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено
Глагольные словосочетания Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
Наречные словосочетания Наречными (адвербиальными) называются словосочетания, в которых главное слово выражено
|
По характеру смысловых отношений выделяются словосочетания
Определительные словосочетания Определительными называются словосочетания, которые обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы. Объектные словосочетания Объектными называются словосочетания, которые указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги. Обстоятельственные словосочетание Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть. |
По количеству компонентов выделяются словосочетания
Простые словосочетания Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии. Сложные словосочетания Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), |
По степени спаянности компонентов выделяют словосочетания
Синтаксически свободные словосочетания Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух знаменательных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени Модели синтаксически цельных (несвободных) словосочетаний 1. КОЛИЧЕСТВЕННО-ИМЕННЫЕ словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг. 2. Словосочетания со значением ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ. В таких главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом ИЗ: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят. 3. Словосочетания с МЕТАФОРИЧЕСКИМ значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин). 4. Словосочетания со значением НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий. 5. Словосочетания со значением СОВМЕСТНОСТИ. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия). Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом С: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: Мама с дочкой готовили обед; Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: Отец с сыном пошёл в зоопарк; 6. КОНТЕКСТУАЛЬНО ЦЕЛЬНЫЕ словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания: Умный человек сумеет разобраться в этом; 7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; |
По характеру зависимого слова выделяют три вида подчинительной связи в
словосочетании:
Согласование Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное: тенистый сад (м. р., ед. ч., им. п.); При изменении главного слова зависимое меняется вместе с ним: тенистый сад — тенистого сада — тенистым садом — о тенистом саде — тенистые сады. При согласовании зависимое слово может быть выражено:
Управление Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в каком-то определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога: купить журнал (вин. п.); При изменении главного слова форма зависимого не меняется: купить журнал — купил журнал — купят журнал — купивший журнал — купив журнал. При управлении зависимое слово может быть выражено:
Примыкание Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемой частью речи и связывается с главным только по смыслу и интонационно: идти прихрамывая, очень рад. При примыкании зависимое слово может быть выражено:
|
ПОРЯДОК РАЗБОРА
ПРИМЕР РАЗБОРА Студёный ветер резко рвал полы его шинели (Л. Толстой). ──── ═══
|
Предложение — одна из основных единиц языка, основная единица синтаксиса, наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Интонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них: Зеленеет трава. Началась весна. (М. Пришвин);В предложении, кроме подчинительной, используется сочинительная связь — между равноправными словами или предложениями. Классификация предложений По цели высказывания
Классификация простых предложений По количеству главных членов
Классификация сложных предложений По наличию союзов
|
Грамматическое значение предложения связано со значением наклонения и времени глагола-сказуемого. То, о чём говорится в предложении, может быть представлено как реальное событие, которое происходит, происходило или произойдёт в действительности, или как нереальное — требуемое, желаемое или возможное при определённых условиях. Соотнесённость содержания предложения с действительностью называется предикативностью. Море шумит за окном (К. Паустовский). — Предложение сообщает о том, событие происходит на самом деле в настоящем времени. Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом (А. Пушкин). — Предложение сообщает о реальном событии, имевшем место в прошедшем времени. Мне только бы досталось в генералы! (А. Грибоедов). — В предложении выражается желание. |
Логическое ударение — это выделение в произношении (устной речи) одного из слов предложения, наиболее важного в сообщении. ↑Если логическое ударение падает на слово, стоящее в начале предложения (школьники) или в середине (отправились), то интонация напряжённая, а само логическое ударение сильное. Если логическое ударение падает на слово, стоящее в конце предложения (в поход), то интонация всего предложения спокойная, а само логическое ударение слабое. |
Простое предложение — это такое, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять
К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова — второстепенные члены. Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего: Задремали звёзды золотые (С. Есенин).Сказуемое вместе с зависимыми словами образует состав сказуемого: Листья в поле пожелтели (М. Лермонтов). Классификация простых предложений По количеству главных членов
|
|
|
СКАЗУЕМОЕ — главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы
Вот и солнце (что делает?) встаёт, из-за пашен (что делает?) блестит (И. Никитин);
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГОСказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Условное (сослагательное) наклонение О, я как брат обняться с бурей был бы рад (М. Лермонтов). Повелительное наклонение Работай, учись и живи для народа! (С. Михалков). ВИДЫ СКАЗУЕМОГО |
|
|
|
Дополнение — второстепенный член предложения, который
Способы выражения дополнения
Виды дополнений
Прямым называется дополнение, которое
Я сегодня поймал было рыбку (А. Пушкин). Родительный падеж прямого дополнения употребляется:
|
Определение — второстепенный член предложения, который
Способы выражение определения
Виды определений
Согласованными называются определения, которые связаны с определяемым словом по способу согласования.
|
Обстоятельство — второстепенный член предложения, который
Виды обстоятельств
Способы выражения обстоятельства
|
Двусоставным называется простое предложение, в котором основа состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С. Есенин). ───── ══════════ Группа (состав) сказуемого обычно находится обычно после группы (состава) подлежащего: Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин). ───── ══════ Состав подлежащего: дорога (какая?) бесконечная. Состав сказуемого: убегает (как?) лентой, (куда?) вдаль. Однако слова из состава подлежащего и состава сказуемого могут перемежаться: Пеной рос заря туманится, словно глубь очей невестиных (С. Есенин). ─── ════════ Состав подлежащего: заря. Состав сказуемого: туманится (как?) пеной рос, словно глубь очей невестиных. |
Осложнённым называется предложение, в структуру которого входят:
|
Односоставными называются простые предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого. В зависимости от функции в предложении и формы выражения главного члена односоставные предложения делятся на:
Назывные/именные односоставные предложения
|
По цели высказывания предложения делятся на
Повествовательные предложения сообщают о каком-либо событии, факте: Другой берег реки, низкий и ровный, тянулся куда-то вдоль к зелёным стенам леса (М. Горький). В устрой речи в повествовательном предложении голос повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация. Вопросительные предложения выражают вопрос: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. Пушкин.) Вопрос часто выражается с помощью вопросительных местоимений, наречий, частиц: Кто при звезд`ах и при луне так поздно едет на коне? (А. Пушкин) Вопросительные предложения произносятся с повышением голоса на вопросительном слове и к концу предложения. Это вопросительная интонация. Побудительные предложения выражают просьбы, приказы, призывы, советы и другие побуждения к действию: Товарищ, прислушайся, встань, улыбнись и с вызовом миру поведай! (О. Берггольц) В побудительных предложения глаголы чаще всего стоят в повелительном наклонении. Побудительные предложения произносятся с повышением голоса на глаголе, напряжённо, усиленно — с побудительной интонацией. В побудительных предложениях часто используется обращение. |
По наличию или отсутствию необходимых членов предложения делятся на полные, неполные. Полные простые предложения содержат в своём составе все необходимые по структуре члены предложения: С запада надвигалась дождевая туча.В неполных простых предложениях пропущен один из членов (главный или второстепенный), но легко восстанавливается из контекста: Товарищ пошёл в библиотеку, а я — в бассейн. |
По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения бывают
Нераспространённые предложения состоят только из главных членов — подлежащего и сказуемого: Катятся ядра, свищут пули. Вечереет. Ночь.Распространёнными называются предложения, в которых есть второстепенные члены: Скучная картина! (А. Плещеев) |
Когда говорящий или пишущий выражает в предложении повышенную эмоциональность, предложение произносится или мыслится с особой интонацией. Такое предложение называется восклицательным. Предложение, не имеющее дополнительной эмоциональной интонации, называется невосклицательным. Эмоционально окрашенным может быть любое по цели высказывания предложение: Как хорошо в лесу! — повествовательное восклицательное. |
Однородными называются такие члены предложения, которые:
Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасли и снова вспыхнули (А. Пушкин).ВНИМАНИЕ! Повторяющиеся слова не являются однородными членами предложения: Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин);Слова ждала и назад повторяются для того, чтобы подчеркнуть длительность действия, его повторяемость и т.д., а также для больше выразительности высказывания. Такие сочетания слов рассматриваются как один осложненный член предложения. |
Однородные члены предложения связываются друг с другом:
|
При однородных членах предложения может быть обобщающее слово, которое:
Вводные слова при обобщающих словах
К числу дичи принадлежат не одни птицы, но и звери, как-то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы (С. Аксаков);
Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (В. Арсеньев). |
СКАЗУЕМОЕ СТАВИТСЯ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ, если
СКАЗУЕМОЕ СТАВИТСЯ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ, если
СКАЗУЕМОЕ МОЖЕТ СТОЯТЬ КАК ВО МНОЖЕСТВЕННОМ, ТАК И В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ, если
|
Синтаксические нормы — это такие, которые связаны с построением словосочетаний и предложений. В русском языке отсутствует жестка структура предложений и словосочетаний, при этом наблюдается большое количество вариантов конструкций для выражения мыслей. Тем не менее, наибольшие трудности вызывают:
|
Согласование — морфологическое уподобление формы зависимого слова форме главного слова в словосочетании. Морфологические уподобление не всегда совпадает со смысловым. |
При употреблении местоимения Вы (в значении одного лица):
|
При существительных общего рода
|
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Определение при количественно-именном сочетании с числительными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ ставится в родительном падеже, если:
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Определение при количественно-именном сочетании с числительными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ ставится в именительном падеже, если:
|
А абонемент на что? абонент чего? акцент на что? аналогичный чему? с чем? Б безразличный кому? для кого? благодаря чему? (не чего!) бороться с кем/чем? против кого? бояться чего? В виноват в чём? чем? вопреки чему? (не чего!) встреча с кем? с чем? между кем? враг чего? чему? Г говорить что? о чём? годный для чего? к чему? на что? горевать о ком/чём? по кому/чему? по ком/чём? Д договор о чём? на что? доказательство чего? чему? друг кому? кого? дым чего? от чего? Ж жажда чего? (не к чему!) ждать что? чего? жертвовать что? чем? жить чем? на что? З заключение:
заплатить за что? знать что? о чём? И играть чем? с чем? идея чего? о чём? известный кому? для кого? изменник чего? имя кому? кого? интервью кому? с кем? искать что? чего? итог чего? чему? К командующий чем? (не чего!) конец чему? чего? контроль за чем? над чем? чего? Л лекция о чём? по чему (на тему)? М мера чего? чему? меры чего? по чему? к чему? монумент кому? чего? Н на благо кому/чему? кого/чего? наблюдать что? за чем? напомнить что? о чём? негодный для чего? к чему? на что? недоступный кому/чему? для кого/чего? некролог кого? кому? о ком? неспособный к чему? на что? О обеспечить кого? чем? кому? что? обидеться на кого/что? обидный кому? для кого? обижен чем? обрадоваться чему? обрадован чем? обязан кому? чем? опасный кому? для кого/чего? опираться на что? оплатить что? (не за что!) оскорбиться чем? (не на что!) основываться на чём? осуждать что в ком? у кого? кого за что? отличить что? от чего? отличиться чем? в чём? отчёт о чём? охотиться на кого? за кем? П памятник кому? чему? параллельно чему? с чем? перпендикулярно чему? к чему? помощь:
подпись:
подтверждение чему? чего? полный чего? чем? попросить кого? о чём? поражаться чему? постоянство чего? в чём? превосходство над чем? представлять собой что? из себя что? предъявлять что кому/чему? к кому/чему? преимущество чего? перед кем/чем? препятствовать чему? пример чего? чему/кому? принадлежать кому/чему? к кому/чему? причина чего? чему? противник чего? чему? Р расправа с кем? над кем? рассердиться на что? рассержен чем? ровесник кого/чего? кому/чему? С свидетельство чего? чему? свидетельствовать о чём? сигнал чего? к чему? о чём? скучать по кому/чему? о ком/чём?
согласиться на что? с чем? стрелять в кого? по кому/чему? (с сущ. и мест. 3-го лица: он, она, оно, они) по ком/чём? (с личн. мест. 1-го и 2-го лица множ. числа: я, мы, ты, вы) согласно чему? (не чего!) сообразно чему? с чем? сообщать что? о чём? соскучиться по чему? справедлив к кому? считать кого? кем? Т тенденция чего? к чему? тосковать по чему? требовать что? чего? тревожиться за кого/что? о ком/чём? У уверенность в чём? (не во что!) уделять внимание чему? удивлён чем? удивляться чему? удовлетворять что? чему? удостоить чего? указать что? на что? уполномочить на что? к чему? упрекать в чём? за что? чем? Х характерный для кого/чего? (не кому/чему!) ходатайствовать о ком/чём? за кого/чего? Ц цена чего? кому/чему? за что? на что? Ч чуждый чему? чего? чуткий к чему? на что? Ш широкий кому? для кого? Щ щедрый на что? в чём? Я ясность чего? в чём? |
Управление — это такой способ связи слов в словосочетании, при котором главное слово требует постановки зависимого в какой-то определенной форме, причем при изменении главного слова форма зависимого сохраняется:
|
Следует различать конструкции с близкими по значению словами, требующими при себе разных форм зависимых слов:
СРАВНИТЕ
|