Здравствуйте, Гость! Регистрация RSS

Ликбез. Русский язык. ОГЭ. ЕГЭ

Суббота, 23.06.2018
Главная » Краткий курс русского языка » Фонетика

Звуки языкаГласные звуки
Согласные звукиТранскрипция
СлогУдарение
Орфоэпия

В разделе объявлений: 43
Показано материалов: 1-43

Словесное ударение — выделение различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивностью, громкостью) одного из слогов в составе слова.

Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания акцентология. Нормы постановки ударения называются акцентологическими.

В русском языке ударный слог в слове выделяется большей напряженностью произносительного аппарата. 

Ударение в русском языке выполняет несколько функций:
  • выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию;
  • помогает различать смысл;
  • носит стилистический характер;
  • участвует в ритмической организации речи (стихов, в меньшей степени прозы).
В слове ударение всегда падает на гласный звук: трав`а, `озеро, неб`есный, прив`етствовать

Гласный под ударением называется ударным, без ударения — безударным.

В словах обычно бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение:
ме´лкомасшт`абный, се´нокос`илка.

Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова:
пар`ить и п`арить.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Такое ударение называется. Оба варианта могут быть правильными. Такое ударение называется вариативным:
тв`орог и твор`ог,
к`ета
и кет`а,
одновр`еменно
и одноврем`енно.

В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется разноместным:
б`егать, н`аволочка, беж`ать,
кор`ичневый, прибеж`ать,
акту`альный, аккорде`он,
аккумул`ятор, авитамин`оз,
наперегонк`и.

Ударение в русском языке может быть на любой части слова:
н`адпись, в`ыкрикнуть,
подос`иновик, мол`очный,
горяч`о, украш`ение,
пиш`и, молод`ой.

Особенность русского ударения — подвижность.
При изменении самостоятельных частей речи ударение в них может сохраняться на той же части слова, но может и переходить на другую часть слова:
с`иний – с`инего – син`ее,
прин`ять – пр`инял – принял`а,
игр`а – игр`ы – `игры.

При словообразовании ударение тоже может сохраняться или перемещаться:
лес – лесн`ой,
мёртвый – з`амертво,
прос`ить – пр`осьба.

Нормы ударения могут меняться со временем. Так, тенденцию к перемещению ударения к концу слова имеют слова на -ИЯ. Не так давно считалось правильным произношение металл`ургия, инд`устрия, полигр`афия. Сейчас нормативное произношение — металлург`ия, индустр`ия, полиграф`ия.

Ударение может носить профессиональный характер:
искр`а — в речи шоферов;
комп`ас, рап`орт — в речи моряков;
рефлекс`ия — в речи психологов;
эпилепс`ия, новор`ожденный — в речи медиков;
ос`ужденный — в речи полицейских.
 

Общего правила 
сохранения и передвижения ударений в русском языке 
НЕТ. 

При овладении языком ударение в каждом отдельном слове запоминается. 

При затруднении следует обращаться к словарю.

Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и фонетически примыкают к самостоятельным словам: 
под окн`ом,
м`ать и д`очь,
н`адо же.
Безударное слово, которое примыкает к ударному спереди, называется проклитикой, сзади — энклитикой.



Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак `. Обычно он ставится вверху над ударной гласной.

Побочное ударение обозначается знаком ´.

В современных текстах для обозначения ударения используются прописные буквы.



Звук — это наименьшая единица языка.

Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Однако в отличие от последних сам по себе он не имеет значения.

Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.

Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека. Движение органов речи во время образования звука называется артикуляцией.

Звуки мы произносим, когда выдыхаем воздух. Выдыхаемая из лёгких воздушная струя попадает в гортань, где расположены голосовые связки, которые могут быть в двух положениях: они могут быть напряжены или сдвинуты, а могут быть расслаблены. В первом случае под напором воздушной струи, идущей из лёгких, напряжённые голосовые связки дрожат (вибрируют), и в результате образуется голос (или тон). Если же голосовые связки расслаблены, голос не образуется.

Затем воздушная струя попадает в полость рта, где она может встретить на своём пути преграду (сомкнутые губы, щель между кончиками языка и верхними зубами и т.п.). В результате преодоления воздушной струёй преграды образуется шум. Если преграда на пути воздушной струи отсутствует, то шума нет.

Наличие или отсутствие голоса и шума лежит в основе классификации звуков речи.

Для точной передачи звуков используется особый вид письма - фонетическая транскрипция.

Способы изображения устной речи на письме изучает графика.  

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Различие слов по количеству звуков Различие в наборе звуков Различие в последова-тельности
звуков
Полное несовпадение звуков
Различие в одном звуке Различие в двух и более звуках
сыпь - осыпь
ворона - воронка
сор - сорт
порт - спорт
спор - спорт
лимон - лиман
задор - забор
тоска - доска
поток - потёк
кошка - мышка
урок - крот
фасоль - пароль
загар - затор
куст - стук
нос - сон
баржа - жабра
школа - ученик
сом - белуга
грач - щегол
слива - крыжовник

Примечание.
Кроме звуков, различать слова и их формы помогает ударение, например: кру´жки – кружки´.


Фонетика (греч. phonetike от phone – звук) – раздел науки о языке, в котором изучается звуковая сторона языка: способы образования и акустические свойства звуков, их изменение в речевом потоке, ударение, слог. Фонетика изучает также принципы фонетического деления текста на фразы.

Общая фонетика – рассматривает общие для всех языков вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической структуре.

Частная фонетика изучает звуковой строй конкретного языка.

Описательная – исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане (в настоящее время).

Историческая – прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, позволяет объяснить современное состояние фонетического уровня языка особенностями его исторического развития.

Сопоставительная фонетика объясняет явления звукового строя языка на материале родственных языков.

Среди лингвистических наук фонетика занимает особое место. Лексикология и грамматика изучают значимые единицы языка (слова, морфемы, предложения). Фонетика же имеет дело с материальной (от лат. materia - вещество) стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного значения. Например, предлог "у" (у дома) - это слово, имеющее значение "рядом", "около", "вблизи". Звук [у] сам по себе значения не имеет.

При изучении звукового строя языка обычно выделяется два основных аспекта: физиолого-акустический и фонологический. В первом исследуется строение и функционирование речевого аппарата, закономерности образования отдельных звуков, их артикуляция и особенность звучания. Во втором - звуки речи рассматриваются в точки зрения той роли, которую они играют в выражении определённого смысла.


Слог – это наименьшая единица произнесения слова. Это один гласный или гласный и несколько согласных звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. То есть в русском языке слогообразующими являются гласные звуки. Согласные – неслогообразующие.

Слог отличается от звука характером произнесения. Несколько слогов образуют слово. Иногда слог может совпадать со звуком, частью слова – морфемой или словом: у-ли-ца, за-лог, чай.

Если слог оканчивается на гласный звук, его называют открытым: зе-мля, во-да, тра-ва. Если на согласный – закрытым: пар-та, кай-ма, куль-ту-ра.

Слова, состоящие из одного слога, называют односложными, из нескольких слогов – многосложными.




Слог как основная звуковая единица русского языка строится по закону восходящей звучности: в пределах слога звуки располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности. Наиболее звучными являются гласные (Г), затем в порядке уменьшающейся звучности идут сонорные (С), затем шумные (Ш) согласные. Отсюда следует несколько правил деления слов на фонетические слоги.

1. Г—ШШГ
Сочетание шумных согласных между гласными отходит к последующему слогу: про-стой, зве-зда, ло-дка.

2. Г—ШСГ
Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными отходит к последующему слогу: до-бро, ве-сло, до-гма.

3. ГС—ШГ
Сочетание сонорного согласного с шумным между гласными имеет слогораздел внутри этого сочетания: пар-та, кол-ба, лом-кий, брон-за.

4. Гj—ШГ, Гj—СГ
Сочетание звука [j] с шумным или сонорным между гласными имеет слогораздел внутри этого сочетания: лей-ка, вой-дём, кай-ма, сай-ра.

5. Г—ССГ
Сочетание сонорных согласных между гласными отходит к последующему слогу: ко-рма, то-мный.                       


Примечание

Деление слова на фонетические слоги и слоги для переноса – не одно и то же. Они могут не совпадать. Перенос слов – предмет отчасти орфографии, отчасти графики и подчиняется отдельным правилам.



Ударение — это выделение единицы речи при произнесении.

С помощью ударения можно выделять слог, слово, словосочетание.

Ударение можно производить
  • силой выдоха,
  • изменением тона,
  • удлинением звука.
В русском языке ударение осуществляется усилением выдоха и удлинением ударного слога.

Выделяют
  • словесное (слоговое) ударение,
  • тактовое ударение,
  • логическое ударение.


При логическом ударении с помощью интонации можно во фразе выделить слово, которое несёт наибольшую смысловую нагрузку.
Мы вчера были на экскурсии (а не кто-то другой).
Мы вчера были не экскурсии (а не в другой день).
Мы вчера были на экскурсии (а не пропустили её).
Мы вчера были на экскурсии (а не в другом месте).




  1. Транскрибируемый звук или отрезок речи заключаются в квадратные скобки: дуб — [дуп], ложка — [ло’шкъ].
  2. Речевые такты отделяются друг от друга одной вертикальной чертой, законченные предложения — двумя.
  3. Прописные буквы не употребляются.
  4. В двусложных и многосложных словах ставится ударение. В односложных словах ударение не ставится.
  5. Значок [Λ] («а» крышкой) используется для обозначения ослабленного звука, близкого к [а], который произносится в первой предударной позиции или в абсолютном начале слова без ударения на месте букв А и О. В школьной практике обозначается [а].
  6. Значок [ъ] (ер) обозначает редуцированный звук, средний между [ы] и [а], который произносится во всех безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова на месте букв А, О и Е. 
  7. Знак [ь] (ерь) обозначает редуцированный звук, близкий к [и], который произносится во всех безударных слогах, кроме первого предударного на месте букв Е и Я.
  8. Знак [иэ] обозначает звук, средний между [и] и [э], который произносится в первом предударном слоге после мягких согласных на месте букв Е и Я. В школе — [и].
  9. Знак [ыэ] обозначает звук, средний между [ы] и [э], который произносится в первом предударном слоге после твёрдых шипящих и Ц на месте букв. В школе — [ы].
  10. Мягкость согласного звука обозначается запятой справа вверху от буквенного знака.
  11. Долгота согласного обозначается горизонтальной чёрточкой над буквой.
  12. Знаком [j] обозначается согласный звук «йот», который произносится перед ударными гласными. Слабый вариант этого звука обозначается знаком [и] («и неслоговой», знак передан неточно). В школе — в обоих случаях [й].
  13. Транскрипция может быть не только полной, но и частичной. Тогда в квадратные скобки заключается рассматриваемый элемент.


Примечание

В школе используется упрощённая транскрипция.




Всякий звук представляет собой колебание воздуха, воспринимаемое органами слуха. Звуки речи образуются в результате деятельности речевого (артикуляционного) аппарата при выдыхании воздуха, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой.

Речевой аппарат человека состоит из дыхательного горла, гортани, полости рта (с языком, нёбом, зубами и губами) и полости носа.

Дыхательный аппарат (лёгкие, бронхи, дыхательное горло) создаёт воздушную струю. Воздух из лёгких по бронхам попадает в дыхательное горло. В его верхней части расположена гортань, состоящая из нескольких связанных мускулами хрящей, один из которых — кадык, который можно нащупать рукой. Поперёк гортани расположены эластичные мускулы, называемые голосовыми связками. В момент напряжения они сближаются, струя воздуха заставляет их вибрировать, в результате чего возникает голос. Если связки не напряжены, образуется шум.

Когда выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму, образуются гласные звуки.

Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки.

Полость рта и полость носа разделены нёбом — костным, твёрдым в передней части и бескостным, мягким в задней. Это нёбная занавеска, которая заканчивается маленьким язычком. Если нёбная занавеска поднята, воздух выходит в ротовую полость, где образуются шумные согласные. Если нёбная занавеска опущена, воздух проходит в нос и образуются сонорные согласные.




ГЛАСНЫЕСОГЛАСНЫЕ
ЗВОНКИЕГЛУХИЕ
твердыемягкиетвердыемягкие
[и]
[б]
[б']
[п]
[п']
[ы]
[в]
[в']
[ф]
[ф']
[у]
[г]
[г']
[к]
[к']
[э]
[д]
[д']
[т]
[т']
[о]
[ж]
[ж']
[ш]
[щ']
[а][з][з'][с][с']


[j']/[й']


[л][л']


[м][м']


[н][н']


[р][р']




[х][х']



[ц]




[ч']


Для точной передачи звучащей речи на письме применяется транскрипция — система специальных знаков.

В отличие от орфографического письма в транскрипции знак всегда соответствует одному звуку и каждый звук обозначается одним и тем же знаком. В фонетических описаниях русского языка используется русский алфавит, кроме букв е, ё, ю, я, й, щ.

Дополнительно используются особые буквенные знаки: j, Λ, γ, i, диакритические значки (подстрочные и надстрочные знаки).

Буквы ъ и ь употребляются в другом значении – передают редуцированные (ослабленные) звуки.

Транскрибируемый звук, слово, предложение, текст заключаются в квадратные скобки.


Примечание

Способы изображения устной речи на письме изучает графика.  



Гласными называются звуки, состоящие только из голоса. При их образовании воздух не встречает преграды в полости рта. Гласные иногда называют ртораскрывателями: чем громче мы хотели бы произнести гласный, тем бо´льшим должны сделать раствор рта.

В русском языке гласные образуют слоги, являются слогообразующими. По сравнению с согласными гласные обладают ме´ньшими смыслоразличительными возможностями, поскольку их меньше, чем согласных и выбор из них легче.

Поясним на примере. Что может скрываться за словом [к_т]? Или [кот], или [кит]. Остальные варианты: [кыт], [кут], [кат], [кэт] – не являются в русском языке значимыми единицами. Если же пропустить первый звук [_от], то догадаться, что имеется в виду, гораздо сложнее. Это может быть [бот], [вот], [гот] (на письме год), [дот], [йот] (на письме йод), [кот], [лот], [мот], [нот], [пот], [рот], [сот], [тот], [хот] (на письме ход), [ч'от] (на письме чёт), [щ'от] (на письме счёт).



м редуцированных

но со стилистическими целями (например, название комедийного фильма "Операция Ы")


В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Примечание

Звук [ы] занимает особое место в системе гласных, поскольку не встречается в начале слова. С точки зрения функциональности большинство современных лингвистов рассматривает [ы] как позиционно обусловленную разновидность [и] после твёрдых согласных: игра´ть – сыгра´ть – в игру´ [игра´т' – сыгра´т' – в ыгру´].

Употребление [ы] как отдельного слова или в начале слова связано со стилистическими целями (например, название комедийного фильма
"Операция Ы") или с терминологией (буква ы, звук ы, ыканье).
Классификация гласных основана на артикуляционных (от лат. articulare– членораздельно, ясно произносить) признаках – работе языка и губ.

Гласные [о] и [у] называют огублёнными, или лабиализованными (от лат. labia– губы), остальные неогублёнными (нелабиализованными).

По степени подъёма языка (движение по вертикали) гласные делятся на гласные верхнего ([и], [у], [ы]), среднего ([э], [о]) или нижнего ([а]) подъёма.

По месту подъёма языка (движение по горизонтали, зависит от того, какая часть спинки языка поднимается к нёбу) гласные делятся на гласные переднего ([и], [э]), среднего ([а], [ы]) и заднего ([у], [о]) ряда.

По широте раствора рта (что связано со степенью подъёма спинки языка) гласные разделяются на широкие, акустически наиболее звучные ([а]), средние, акустически средней звучности ([э], [о]), и узкие, акустически наименее звучные ([и], [ы], [у]).


Таблица гласных звуков (без редуцированных)


Передний ряд
Средний ряд
Задний ряд
Верхний подъем
[и]
[ы]
[у]
Средний подъем
[э]

[о]
Нижний подъем

[а]


Нелабиализованные
Лабиализованные



Гласные звуки бывают ударными (например, в словах сок, вар, бур, лес, синь, быль) и безударными (например, в словах вода´, трава´, суда´к, лесо´к, лиса´, была´ ).

Под ударением гласный произносится наиболее чётко, ясно, он находится в сильной позиции. В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяются своё звучание. Безударная позиция гласных является слабой.

Процесс изменения звучания гласных звуков называется редукцией.

Редукция бывает количественная и качественная.

Редукция количественная — это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны´ – сынΛв'j'а´], [су´днъ – суда´ - судΛво´й'].

Редукция качественная — это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

Гласные [а] и [о]

  • после твёрдых согласных в первом предударном слоге произносятся как ослабленный звук [а] — [Λ]:
    [сΛды´], [дΛма´];
  • во втором предударном и заударном слогах — как гласный среднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный [ъ]:
    [съдΛво´т], [дъмΛво´й'].
Гласные [а], [о], [э]
  • после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как [иэ]:
    [п'иэт'и´], [л'иэдо´к], [л'иэса´]; 
  • во второй предударной и заударной позициях – как гласный переднего ряда верхне-среднего подъёма [ь]: 
    [п'ьтΛч'о´к], [л'ьдΛко´л], [на´л’ьт'], [па´м'ьт'].
Гласный [э]
  • после твёрдых  согласных в первом предударном звучит как [ыэ]:
    [шыэсто´й'];
  • во втором предударном и заударных как [ъ]:
    [шъст'иба´л'ный'], [па´шът].

Таблица гласных звуков (с учетом редуцированных)


Передний ряд
Средний ряд
Задний ряд
Верхний подъём
[и]
[ы]
[у]
Верхне-средний подъём
э]
э]
[о]
Средний подъём
[э]
[ъ]
[о]
Нижний подъём

[а], [Λ]


Нелабиализованные
Лабиализованные



Изменение гласных звуков в зависимости от их ударного и безударного положения называет позиционной меной гласных.

Позиционная мена звуков может быть перекрещивающейся и параллельной.

Перекрещивающаяся мена возникает при качественной редукции, параллельная — количественной.


Второй предударный слог
Первый предударный слог
Ударный слог
Заударный слог
[ъ]
[Λ]
[а], [о]
[ъ]
садово´д
[cъдΛво´т]
сады´
Λды´]
сад
[сад]
по´ саду
[по´ съду]
домово´й
[дъмΛво´й]
дома´
Λма´]
дом
[дом]
на´ дом
[на´ дъм]



Второй предударный слог
Первый предударный слог
Ударный слог
Заударный слог
[ь]
э]
[а], [о], [э]
[ь]
пятачо´к
[п'ьтΛч'о´к]
пяти´
[пиэти´]
п'ять
[пать]
на´ пять
[на´ п'ьт']
ледокол
[л'ьдΛко´л]
ледок
[лиэдо´к]
лёд
[л'од]
на´ледь
[на´л'ьд']
деловой
[д'ьлΛво´й]
дела
[диэла´]
дело
[д'эло]
вы´делка
[вы´д'ьлкъ]



Второй предударный слог
Первый предударный слог
Ударный слог
Заударный слог
[ъ]
э]
[о], [э]
[ъ]
централи´зм
[цънтрΛли´зм]
центра´льный
[цыэнтра´л'ный]
центр
[цэнтр]
по´ цепи
[по´ цъп'и]
желтизна´
[жълт'изна´]
желте´ть
[жыэлт'э´т']
жёлтый
[жолтый]
и´зжелта
[и´з жълтъ]



Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта преграду.

Согласные звуки могут состоять только из шума, то есть образовываться без участия голосовых связок, или из шума и голоса — тогда в образовании согласного звука участвуют голосовые связки.

В отличие от гласных, согласные звуки не образуют слогов.

Согласные звуки в б`ольшей степени, чем гласные, играют смыслоразличительную роль в русском языке.


В образовании согласных звуков голос участвует не всегда, поэтому их классификация основана не только на акустических, но и на артикуляционных признаках.

Акустические признаки положены в основу деления согласных на глухие и звонкие; артикуляционные – в основу деления согласных по месту, способу образования, наличию или отсутствию смягчения (палатализации), вызываемого дополнительным подъёмом средней части спинки языки к твёрдому нёбу (от лат. palatum– нёбо).

По степени участия голоса и шума согласные делятся на:
  • шумные глухие – образуются без участия голоса: [п], [с], [ш];
  • шумные звонкие – образуются при участии голоса и шума, но преобладает шум: [б], [г], [д];
  • сонорные (от лат. sonorus– звучный) – образуются при участии голоса и шума, но преобладает голос: [л], [н], [м].
Согласные звуки по наличию голоса (Г) и шума (Ш)
шумные
сонорные (Г + Ш)
глухие (Ш)
звонкие (Г + Ш)
[к], [к'] [п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ']*[б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [j']*[л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']

* Примечание
Латинской буквой j обозначен согласный звук йот, который выступает в ударном слоге перед гласным: йод, район, яблоко. В безударном слоге он выступает в виде неслогового гласного [й]: стайка.

Русской буквой щ мы, за неимением графических возможностей, обозначаем долгий мягкий звук [ш'ш'] (обычно долгота обозначается линией над знаком), как это делается в школе.

По наличию смягчения

По наличию смягчения согласные делятся на твёрдые и мягкие. Смягчение (или палатализация) согласных состоит в том, что при произнесении мягких согласных средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу, как это бывает при произнесении звука [j]. Согласные, которые образуются с этой дополнительной артикуляцией называются мягкими ([б'], [в'], [д']), без неё – твёрдыми ([б], [в], [д]).

Согласные звуки по наличию смягчения
твердые
мягкие
[б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш][б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [j'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ч'], [щ']

Примечание

По звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости согласные могут образовывать пары, в таком случае мы говорим о парных согласных звуках или парности согласных.

Таблица согласных звуков
с учетом твердости-мягкости и
звонкости-глухости

(школьный минимум)


 СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
 ЗвонкиеГлухие
 твёрдыемягкие
 твёрдыемягкие
[б][б']
[п]
[п']
[в]
[в']
[ф]
[ф']
[г]
[г']
[к]
[к']
[д]
[д']
[т]
[т']
[ж]

[ш]

[з]
[з']
[с]
[с']

[j], [й]


[л]
[л']

 
[м]
[м']

 
[н]
[н']
 
 
[р]
[р']

 
 
 
[х]
[х']

 
[ц]

 

 
[ч']
 
 
 
[щ']


В зависимости от того, какой орган активно участвует в образовании согласных звуков, он делятся на:
  • губные – образующиеся в результате работы губ, главным образом нижней;           
  • губно-губные – при их образовании нижняя губа смыкается или сближается с верхней: [б], [б'], [п], [п'], [м], [м'];           
  • губно-зубные – при их образовании нижняя губа сближается с верхними зубами: [в], [в'], [ф], [ф'];
  • язычные – образующиеся в результате движения спинки языка.           
  • зубные – при их образовании кончик языка или передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами: [д], [д'], [з], [з'], [н], [н'], [ц];           
  • нёбно-зубные – при их образовании кончик языка артикулирует к зубной части твёрдого нёба: [ж], [ш], [ч], [р];           
  • среднеязычные – при их образовании средняя часть языка сближается с твёрдым нёбом: [j'];           
  • заднеязычные – при их образовании задняя часть спинки языка смыкается или сближается с твёрдым нёбом: [г], [к], [х].
Согласные звуки по месту образования
губные
язычные
губно-губные
губно-зубные
зубные
небно-зубные
среднеязычные
заднеязычные
[б], [б'],
[п], [п'],
[м], [м']
[в], [в'],
[ф], [ф']
[д], [д'],
[з], [з'],
[н], [н'],
[ц]
[ж], [ш],
[щ'], [ч'],
[р], [р']
[j]
[г], [г'],
[к], [к'],
[х], [х']


По способу образования

По способу образования – особенности преграды, встречаемой струёй воздуха, и преодоления этой преграды – согласные делятся на:
  • смычные (или взрывные) – при их образовании органы речи смыкаются друг с другом и воздушная струя разрывает эту преграду: [б], [п], [д], [т], [г], [к];
  • щелевые – при их образовании органы речи сближаются, создавая узкую щель для прохода воздушной струи: [в], [ф], [ж], [ш], [з], [с], [х];
  • слитные (или аффрикаты – от лат. fricare– тереть) – при их образовании органы речи сначала смыкаются, а затем образуют узкую щель: [ц], [ч'];
Примечание. Особенности образования аффрикат можно наблюдать, если последовательно быстро произнести звуки [т] – [с] → [ц], [т'] – [щ'] → [ч']. В процессе речи эти аффрикаты могут попасть в положение перед шумными звонкими согласными и тогда образуются звонкие аффрикаты [дз] и [д'ж']: отец бы пришёл – [ат'эдз_бы], мяч бы купить – [м'ад'ж'_бы].
  • смычно-прохо´дные – при их образовании наблюдается полное смыкание и в то же время воздух имеет возможность проходить через нос или рот:           
    • носовые: [м], [н];           
    • рто´вые (или боковые): [л];
  • дрожащие (или вибранты) – при их образовании кончик языка, слегка загнутый и поднятый к альвеолам, благодаря прохождению воздушной струи вибрирует, дрожит: [р].

Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением относительно других звуков и местом в слове.



Мена глухих и звонких согласных

Оглушение
– шумные звонкие согласные меняются на парные глухие:           
  • на конце слова: гру[б]ый – гру[п], здоро[в]ый – здоро[ф], ми[г]ом – ми[к], са[д]ы – са[т], но[ж]и – но[ш];           
  • перед шумными глухими: бече[в]а – бечё[ф]ка, ло[д]очка – ло[т]ка, кру[ж]ечка – кру[ш]ка, ска[з]очка – ска[с]ка.

Озвончение – шумные глухие согласные меняются на парные звонкие:           
  • перед шумными звонкими (кроме [в]): про[с']ить – про[з']ба, [с]тыть – [з]дать, моло[т']тить – моло[д']ба, [к]_лесу – [г]_берегу.
Перед [в] мены не происходит: [с]видетель – [з]вон, [с]ват – [з]вать.



Мена твёрдых и мягких согласных

Смягчение - позиционная мена твёрдых согласных на мягкие в положении перед мягким согласным: бли[н] – бли[н']чик, же[н]ский – же[н']щина, о[д]на – о[д']ни, рабо[т]а – рабо[т']ник, ка[з]на – в ка[з']не, сви[с]т – сви[с']теть.

Перемещение ударения характерно для кратких форм страдательных причастий.

1. При наличии суффикса -ЁНН- лишь формы мужско­го рода сохраняют ударения полного причастия: 
запле­тённый — заплетён, заплетенА, заплетенЫ, 
восхи­щённый — восхищён, восхищенА, восхищенЫ; 
озарён­ный— озарён, озаренА, озаренЫ.


2. Причастия с суффиксом -Т- обладают нестабильным ударением: 
добЫтый — добЫт и дОбыт, добЫта, добЫты и дОбыты; 
допИтый и дОпитый — допИт и дОпит, допИта и дОпита, допИто и дОпито, допИты и дОпиты.

3. Если глагол, от которого образовано причастие, имеет ударный суффикс -О-, -НУ-, то ударение в причастии переходит на первый слог: 
согнУть — сОгнут, 
колОть — кОлотый.



У существительных встречается 4 разновидности передвижения ударения.

1. С окончания в единственном числе — на основу во множественном:
колбасА - колбАсы,
слезА - слЁзы,
слезЫ - слЁз.

2. С основы в единственном числе — на окончание во множественном числе:
слОво - словА, слОвом - словАм,
снЕг - снегА, снЕга - снегОв.

3. С основы в единственном числе — на окончание во множественном числе, кроме именительного падежа:
нОвость - нОвости - новостЕй,
нОчь - нОчи - ночЕй.

4. Без устойчивой схемы изменения ударения в разных формах:
землЯ - землИ - зЕмлю — зЕмли - земЕль - зЕмлями;
щекА - щЁку — щЁки - щекАм


В именах прилагательных проблемы возникают с постановкой ударения в кратких формах.

У многих слов место ударения сохраняется достаточно последовательно: 
воспИтанный, воспИтан, воспИтанна, воспИтанно, воспИтанны; 
загАдочный, загАдочен, загАдочна, загАдочно, загАдочны.

Перемещение ударения с основы на окончание наблюдается в формах женского рода при сохранении места ударения во всех других: 
дЕрзкий, дЕрзок, дерзкА, дЕрзко, дЕрзки; 
жАркий, жАрок, жаркА, жАрко, жАрки.

Существуют варианты с ударным окончанием в кратких формах множественного числа: 
блИзкий, блИзок, близкА, блИзко, блИзки и близкИ; 
глУпый, глуп, глупА, глУпо, глУпы и глупЫ. 

Не так давно единственно правильными формами считались прОсты, прАвы, вЕрны, сегодня происходит смещение ударения в этих сло­вах на флексию (окончание): 
вернЫ, правЫ, простЫ.

Колебания нормы наблюдаются в полных прилага­тельных с суффиксом -ИСТ-. Продуктивным считается перемещение ударения на суффикс, и в некоторых ­прилагательных произошло закрепление данной нормы: 
каменИстый, ворсИстый, басИстый. 

У других прилага­тельных наблюдаются колебания: 
сАхаристый и сахарИстый, 
мУскулистый и мускулИстый, 
фОсфористый и фосфорИстый. 

Это обусловлено тем, что ударение стре­мится к перемещению на средние слоги

Прилагатель­ные с ударением на втором слоге, как правило, не испытывают стремления к перемещению ударения на суф­фикс -ИСТ-: 
поклАдистый, навАристый, увЕсистый, прижИмистый.


В глаголах затруднения с постановкой ударения воз­никают в следующих случаях.

1. В формах прошедшего времени, где оно либо сохра­няется на том же слоге, что и в инфинитиве: 
бросАть — бросАл, бросАла, бросАли; 
пришИть — пришИл, пришИла, пришИли; 

либо перемещается на иные слоги, чаще всего — на окончание в формах женского рода
позвАть — позвАл, позвалА, позвАло, позвАли; 
убрАтъ — убрАл, убралА, убрАло, убрАли.


2. Во многих возвратных глаголах в формах прошедшего времени ударение располагается на окончании:
принЯть — прИнял, принялА, прИняло, прИняли 
принЯться — принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсъ.


3. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬСЯ, имевших исконное ударение на корень, происходит закрепление новой нормы с ударным суффиксом  -И-:
искрИться, лоснИться, гнездИться.


4. Трудность представляют глаголы с суффиксом -ИРОВА-. Часть из них имеют исконное или давно закре­пившееся ударение на -ИРОВА-: 
анализИровать, идеализИроватъ, рецензИроватъ, 

другие сохраняют ударе­ние на последнем слоге: 
формировАть, премировАть, бомбардировАть.

Следует запомнить ударение в некоторых глаголах: 
баловАть — балУю — балУешь, 
блокИровать, 
исчЕрпатъ, 
костюмировАтъ, 
откУпоритъ, 
облегчИть, 
освЕдомить, 
предвосхИтить, 
принУдитъ, 
предложИть, 
углубИтъ, 
ходАтайствовать.


В отличие от многих европейских языков, в русском противопоставлены твердые и мягкие согласные: вол — вёл, мал — мял, рысь — рис

В русском языке противопоставлены две буквы: Э и Е. 
Буква Э обозначает звук [э] и не смягчает предыдущий согласный: 
этаж, пэр, мэтр, сэр
Буква Е обозначает звук [э] и — обычно — смягчает предыдущий согласный: 
мел [м' э л], сера [с' э р а].

При заимствовании слова с Е обычно подчиняются произносительным нормам русского языка и согласный перед Е смягчается. Однако в некоторых случаях смягчения не происходит и согласный перед Е сохраняется твердым. Чаще всего это происходит в словах малоупотребительных, книжных или заимствованных относительно недавно: 

альтернатива, апартеид,
ватерполо, гантель,
гротеск, де-юре,
кабаре, мотель,
пенсне, реноме,
тендер, экстерн

По мере закрепления в языке твердый согласный заменяется на мягкий: 

аккордеон, бассейн,
декан, дефис,
кегли, музей,
рента, пресса,
патент, термин, факультет.

Отмечается некоторая зависимость произношения от характера самого согласного.

ДЕ
В словах с сочетанием ДЕ процесс смягчения происходит очень интенсивно: 
декорация, декламация, демобилизация, дефицит, дезинфекция, демисезонный.

НЕ, РЕ
Достаточно активно смягчаются слова с НЕ, РЕ: 
акварель, берет, рефери, бенефис, брюнет, шинель, фанера.

ТЕ
Сочетания с ТЕ преимущественно остаются твердыми: 
ателье, бутерброд, интернат, интервью, тембр, термос, теннис, тенденция, свитер, синтез.

Твердое произношение обычно сохраняется в иноязычных фамилиях: 
Рерих, Флобер, Рембрандт, Вольтер, Сервантес.

Во многих словах и твердый, и мягкий варианты длительное время сохраняются и считаются равноправными: 

агрессия, декада,
депо, крем,
конгресс, прогресс,
экспресс, претензия,
демонтаж, сейф,
сессия, терапевт,
террор, кредо, форель.


Местоимение ЧТО, в том числе в составе производных от него, произносится как [што]:
чтобы, ничто, что-то, что-нибудь 

Исключение — неопределенное местоимение НЕЧТО.

Большинство слов с сочетанием ЧН в середине слова произносится с [ЧН]:

ежесуточно 
игрушечный 
идентичный 
кирпичный 
конченый 
огуречный 
съемочный 
солнечный

Произношение [шн] сохраняется обязательным в словах:

девичник
конечно
нарочно
очечник
подсвечник
прачечная
пустячный
скворечник
скворечница
скучно
скучный
яичница

Оба варианта произношения допускаются в словах:
булавочный
булочная
горничная
двоечник
молочный
молочник
пятёрочник
троечник
шуточный

Произношение [шн] обязательно в женских отчествах:

Ильинична
Кузьминична
Никитична
Фоминична



Г
 
газирОванный 
газопровОд 
гарантИрованный 
гастронОмия 
гегемОния 
гЕнезис 
гЕрбовый 
гладИльный 
глИссер
глубокоуважАемый 
гОдный, мн. гОдны и годнЫ 
голОдный, мн. голОдны и голоднЫ 
гОрдиев узел 
гофрирОванный 
гофрировАть 
граждАнство 
грЕшный, мн. грЕшны и грешнЫ 
грУзный, мн. грУзны и грузнЫ 
грУстный, мн. грУстны и грустнЫ 
группировАть 
гУсеница
 
 
Д
 
давнИшний
демокрАтия
департАмент
дЕспот
деспотИя
дефИс
диалОг
диоптрИя
дипломАтия
диспансЕр
длИнный, мн. длИнный
(стихи) длИнны и длиннЫ (рукава) 
добЫча 
доведённый 
договОр, мн. договОры 
договорённость 
дозвонИться 
докумЕнт 
дОллар 
донЕльзя 
досУг 
дОсыта 
дремОта 
дрУжный, 
мн. дрУжны и дружнЫ 
дурнОй, 
мн. дУрны и дурнЫ 
духовнИк 
дымопровОд
 
Е
 
евАнгелие 
Евнух 
Егерь 
едИнство
Ельник
еретИк
 
 
 

А
 
Августовский
автОграф
агЕнт
агЕнтство
агрЕссия
агронОмия
адеквАтный
алкогОль
алфавИт
анАлог
анАтом
анестезИя
анонИм
апартамЕнты
апартеИд
апострОф
аргумЕнт
арЕст
аристокрАтия
асимметрИя
Атлас (собрание географических карт)
атлАс (ткань)
афЕра (не афёра)
 
Б
 
базИроваться
баловАть
балОванный
бАржа и баржА
безУдержный
безУмолку
бензопровОд
бескорЫстный
блЕдный,
мн. блЕдны и бледнЫ
блИзкий,
мн. блИзки и близкИ
блокИрование
блокИровать
бОдрый,
мн. бОдры и бодрЫ
бомбардировАть
боЯзнь
бредовОй и бредОвый
брОня (закрепление чего-н. за кем-н.)
бронЯ (защитная облицовка из стали)
бУнгало
буржуазИя, буржуАзный
бытиЕ (не бытиё)
бюрокрАтия
 
В
 
вАжный,
мн. важнЫ (существенны)
и вАжны (напыщенны)
валовОй
вЕдомость, род. мн. ведомостЕй
вербОвщик
вЕрование
вероисповЕдание
ветеринАрия
вИдение (способность видеть)
видЕние (призрак)
вклИнить и вклинИть
воспроизведённый
втрИдорога
вЫговоры
высокопостАвленный
высокопроизводИтельный
 
 
 

Щ
 
щавЕль (не щАвель!) 
щеголИха
щегольскИ
щелочнОй
щУпальце, мн. щУпальца
Э
 
экзальтирОванный
Экскурс
экспЕрт
экспЕртный
Экспорт
экспрЕсс
эмалировАть
эпИграф
эпилОг
эскОрт
 
Я
 
языкОвая (колбаса)
языковАя (система)
ярЕм
Ясный, 
мн. Ясны и яснЫ
Яство
 
 

У
 
увЕдомить 
увЕдомленный 
углубИть
узакОненный
украИнец
украИнский
умЕрший
упрОчение
усугубить
Ф
 
факсИмиле
фарфОр
феЕрия
фейервЕрк
фенОмен и феномЕн
фетИш
филИстер
флангОвый
фольгА
формировАть
фОрум
 
Х
 
хАнжество
хАос
харАктерный (человек, актер)
характЕрный (танец, поступок)
хлОпок (растение)
хлопОк (удар)
ходАтайствовать
ходАтайство
хозЯева
хОленый
холОдный, 
мн. хОлодны и холоднЫ
христианин
хронОграф
хронОметр
 

Н
 
навЕрх (не нАверх!)
наговОр
нАголо (остричь)
наголО (держать шашки)
надОлго (не нАдолго!)
назвАный (брат)
назлО
нАискось
налОженный
намЕрение (не намерЕние!)
наОтмашь
начАть
недвИжимость 
некролОг
нЕнависть
непревзойдённый
несессЕр
нефтепровОд
никчёмный
новорождённый
нормировАть
нормировАние
нормирОванный
 
О
 
обеспЕчение (не обеспечЕние!)
обесцЕнить
обетовАнный
облегчЕние
облегчИть
обобщИть
ободрИть (не обОдритъ!)
обострИть
одновремЕнно и одноврЕменно
одновремЕнный и одноврЕменный
одноимённый
озлобленный (не озлобленный!)
окнО, род.мн. окОн
околёсица
олигАрхия
опЕка (не опека!)
оперИться
опломбирОванный
опломбировАть
оптОвый
освЕдомить
осведомлённый
осмыслЕние
осмЫсленный
остриё
откУпорить
отчАсти
очистнОй
 
П
 
паблИсити
пАмятуя (не памятУя!)
паралИч
партЕр
пАсквиль
пАхота
пЕрвенствовать
переводнАя картинка
переводнОй балл, роман
переводнЫе экзамены
перевОдный бланк
переноснОй радиоприёмник
перенОсный смысл
переходной тоннель, балл
переходный возраст, глагол
пЕтля и петлЯ
пиццерИя
плЕсневеть
побасёнка (не побАсенка!)
побелённый (не побЕленный!)
повремЕнный
повторить, повторю, повторИшь
погруженный (на платформу)
погружённый (в воду)
подарИть, подарЮ, подАришь
подбодрИть (не подбОдритъ!)
подОгнутый (не подогнУтый!)
подрОстковый и подросткОвый
поимённый
пОручни
посОленный
поутрУ
пОхороны, похорОн, 
на похоронАх 
пОчесть 
предвосхИтить
(не предвосхитИть!) 
предложить 
премировАние 
премирОванный 
премировАть (не премИроватъ!) 
прецедЕнт
приблИженный (к чему-л.) 
приближённый (близкий) 
приговОр 
придАное 
призЫв
призывной (возраст) 
призЫвный (зовущий) 
приноровИть 
принорОвленный 
принУдить 
прИнцип 
принЯть 
приобретЕние 
приобретённый 
прирОст 
приручённый (не прирУченный!) 
произведённый 
произнесённый 
прОклятый (подвергшийся проклятию) 
проклЯтый (ненавистный) 
простынЯ, 
род. мн. прОстынь и простынЕй 
процЕнт 
псевдонИм
пулОвер
путепровОд
 
 
 

Ц
 
цемЕнт 
цЕнностный
цЕнтнер
цИтрусовый
цеховОй
Ч
 
чабАн, чабанА 
чАрдаш 
чЕрпать
чИстый, 
мн. чИсты и чистЫ
 
Ш
 
шассИ
швеЯ
шевелИть, шевелЮ, шевелИшь 
шофёр 
шрИфт, 
мн. шрифтЫ и шрИфты
 

Р
 
рАджа и раджА
радУшный
развитОй (ребёнок)
рАзвитый (в умственном отношении)
развИтый (раскрученный: развитый конец веревки)
разминУться
разОгнутый (не разогнУтый!)
рАкурс
ракУшка
рассредотОчение
револьвЕр
редАкторы
рЕкрут
ремЕнь
ретировАться
рЕфери
ржавЕть и ржАветь
руднИк
рэкетИр
 
С
 
сажЕнь, 
род. мн. сажЕни, -ей, 
но: косая сАженъ
в плечах санитарИя 
сантимЕтр 
свёкла (не свеклА!) 
сИлос (не силОс!) 
симмЕтрия и симметрИя 
сиротА, род. сиротЫ, 
мн. сирОты 
скреплённый (не скрЕпленный!) 
слУчай
сметлИвый
смётка
снАдобье
соболЕзнование
совремЕнный
сОгнутый
созвонИться
созЫв
солИть, солЮ, сОлишь
сосредотОчение
срЕдство
срЕдства (мн.ч.)
станкОвый (не стАнковый) во всех значениях 
статУт 
стАтуя 
стеногрАфия 
столЯр (не стОляр!)
 
Т
 
тамОжня 
танцОвщица 
тЕсный, 
мн. тЕсны и теснЫ
тЕфтели и тефтЕли 
тигрОвый 
тиранИя
толИка (не тОлика!) 
тОлстый, 
мн. тОлсты и толстЫ 
топшотА 
третИровать 
трубопровОд 
трУдный, 
мн. трУдны и труднЫ 
тУфля 
тЯжба
 
 

К
 
кАмбала
каталОг (не катАлог!)
каучУк
квартАл
квАшение
кетА и кЕта
киломЕтр
кинематогрАфия
кИрза и кирзА
кичИться
клАдбище
кладовАя (не кладОвая!)
клАла
клЕить
кожУх
коклЮш (не кОклюш!)
коллЕдж и кОлледж
колОсс
комбАйнер и комбайнёр
компрометировать
кОмпас (проф. компАс)
констатИровать
корОткий, 
мн. кОротки и короткИ 
корЫсть 
кОсть, в костИ 
костюмирОванный 
крапИва
красИвее (не красивЕе!) 
кремЕнь 
кружАщий 
крУпный, 
мн. крУпны и крупнЫ
кулинАрия и кулинарИя 
кУхонный
Л
 
лАзер
лассО
лексикОграф
ломОта
ломОть
лубОчный
лягушАчий и лягУшечий
М

магазИн 
мальчикОвый 
манёвр
манЕвры
манЯщий
мАркетинг и маркЕтинг
маркировАть
мастерскИ (не мАстерски!)
медикамЕнт (не медикАмент!)
мЕльком
мЕнеджмент
металлургИя 
мизЕрный
мокрОта (слизистые выделения)
мокротА (сырость)
молодёжь
монолОг
монумЕнт
мытАрство
мЫтарь
мышлЕние
 
 
 

Ж
 
жалюзИ 
желЕзка (кусок железа)
желёзка (маленькая железа) 
жестОко 
жестянОй 
житиЕ (не житиё!)
 
 
З
 
забелённый (не забЕленный)
забронИровать (закрепить чего-н. за кем-н.)
забронировАть (покрыть бронёй)
завИдно
завсегдАтай
зАговор
задОлго
заём (не займ!)
закУпорить
заморённый
занятОй (человек)
зАнятый (дом)
запаснОй 
и запАсный (выход, полк, путь)
запершИсь
заржАветь и заржавЕть
заселённый (не засЕленный)
затОченный (карандаш)
заточённый (узник)
звонИть
звонИшь
злОба
зОнт, зонтА
зубчАтый
знАмение (небесное)
знАчимость
знАчимый
 
И
 
иерОглиф
избалОванный
избаловАть
избрАнник
Избранный
Издавна
изобретЕние
изобретённый
Изредка
иллюстрИрованный
Импорт
Импульс
Иначе и инАче
ИндустрИя
инженЕры 
инстрУкторы 
инструмЕнт 
информИровать 
Искра
искрИстый и Искристый 
искрИться и Искриться 
исповЕдание 
Исподволь 
Исстари
истЕкший (не истёкший!) 
истерИя 
исчЕрпать
 
 
 

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Рейтинг сайтов