В категории материалов: 12
Показано материалов: 1-12


СТАВИТСЯ

 , союз _ союз ... ... ,  то  ... 
Он сказал,  что  _  если  будет свободен,  то   вечером придет ко мне.    
Надвигалась гроза,  и   _  когда  тучи заволокли небо, то стало темно.  


НЕ СТАВИТСЯ

 , союз, союз ... ... , ...                   
Он сказал, что , если  будет свободен, вечером придет ко мне.

СТАВИТСЯ ОДИН РАЗ 
в зависимости от контекста

 
• перед союзом
Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею.
Дыхание становилось все глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело. 

• внутри него (тогда первая часть входит в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза)
Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину против калитки.
Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. 



СЛОЖНЫЕ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ


благодаря тому что
в силу того что
в то время как
ввиду того что
вместо того чтобы
вследствие того что
для того чтобы
несмотря на то что
оттого что 
перед тем как
по мере того как
после того как
потому что
прежде чем
с тем чтобы
с тех пор как
тем более что
так же как


НЕ РАСЧЛЕНЯЮТСЯ!

Союзы
тогда как, словно как, в то время как, между тем как, так что

Сочетания
даже если, лишь когда

НЕ СТАВИТСЯ 

• в начале предложения (обычно) 
Прежде чем я остановился в этом березовом лесу, я со своей собакой прошел через осиновую рощу. 
С тех пор как  я женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. 

• перед цельным словосочетанием

беда как плохо
бери что нравится
будь что будет
выдумывать кто во что горазд
выполнить как должно (как надо, как нужно)
где угодно, где  попало
говорить черт знает что
говорить что в ум взбредет
дать чего не жалко
делай что хочешь
добиваться во что бы то ни стало
достать что нужно (но: достать все, что нужно)
есть над чем поработать
есть о чем подумать
есть чем заняться
есть что дают
живите как знаете
заплатил бог знает сколько
идти куда глаза глядят
когда угодно, когда попало
куда угодно, куда попало
кричит что есть мочи
найду куда обратиться
неизвестно кто (что, куда, откуда и т.д.)
не лезть куда не следует
не нахожу что сказать
ночевать где придется
осталось на что жить
поживиться чем можно
приглашу к себе кого пожелаю
приходить когда вздумается
рассказать все как есть
сделать как следует (как полагается, как подобает)
спасайся кто может
спрятаться кто куда успел
страсть как интересно
ужас как трудно
хватать что подвернется
черт знает что у них творится
чудо как хороша
явиться как ни в чем не бывало 

и др. 
СМОТРИТЕ СЛОВАРИ!


Ты что хочешь думай; 
Будь счастлив с кем хочешь; 
Зови кого хочешь; 
Пусть достает деньги как хочет и где хочет; 
Живу где придется; 
Когда он трезв, лежит на чем попало и молчит; 
Наслушаешься чего не надо; 
Не могу рассмотреть как следует; 
Поговорите с кем надо. 

и т.д.

Бессоюзными называются предложения, в которых части могут быть и равно-, и разноправными. 
Части бессоюзного сложного предложения связываются друг с другом по смыслу и с помощью интонации, а разделяются запятой, тире, двоеточием или точкой с запятой в зависимости от взаимоотношений между частями. 
 


ОБОСОБЛЯЮТСЯ

• [    ], (как ... ),
[Было слышно], (как звенел звонок).
[Спой мне песню], (как девица за водой поутру шла). 

• ... , сравнительный оборот, ...
Матвей стоял неподвижно, как статуя.
Молнии, как галстуки, по небу летят. 

• = будучи, по причине
Как истинный друг, он радовался успехам товарища.
Лиза Калитина, как человек высокой нравственности, не могла ответить на чувства Лаврецкого. 

• вводные слова (как правило, как обычно, как всегда, как нарочно, как сейчас и др.)

Ты, как всегда, права.
Как нарочно, в кармане ни копейки. 


НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

• в составе сказуемого
Манекены были как живые. 
Все как на картинках: и горы, и лес, и вода.

• фразеологические  обороты
Чувствуй себя как дома!
Жизнь текла как по маслу. 

• = в качестве, в роли
Ленский везде был принят как жених.
Мы ценим Л.Н. Толстого как выдающегося художника слова. 

• СОВСЕМ КАК; ПОЧТИ КАК; НЕ ИНАЧЕ КАК; НЕ КАК; ПРОСТО КАК; ВРОДЕ КАК; ТОЧЬ-В-ТОЧЬ КАК; и т.п.
Он поступил не как друг.
Дети иногда рассуждают совсем как взрослые. 


С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАВЫЧЕК
• А: „П”.               А: „П!”               А: „П?”              А: „П…”·        
Белинский писал: „Создает человека природа, но развивает и образует его общество”.
В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть: „Царя скинули!”
Смотрю вслед и думаю: „Зачем живут такие люди?” 
Закричали: „Двоих… Санитары…” 

• „П”, – а.                      „П!”– а.                      „П?”– а. 
„Мне так рассказывали в Оренбурге”, – отвечал я.
„Все кончено!” – отвечал я и отдал ей батюшкино письмо.
„Как ты думаешь, чем это кончится?” – спросил я его. 

• „П, – а. – П”.              „П! – а. – П”.              „П? – а. – П”.
„Недалече, – отвечал он. – Вон уж видна”.
„Максимыч! – сказала ему капитанша. – Отведи г. офицеру квартиру, да почище”.
„Что это, мой батюшка? – сказала ему жена. – Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовешься”. 

• „П, – а, – п”.
„Присягай, – сказал ему Пугачев, – государю Петру Федоровичу!” 

• „П, – а: – п”.
„Войди, батюшка, – отвечал инвалид: – наши дома”. 

• „П, – а; – п”.
„Нас могут застать, – сказал он мне; – надобно поспешить”.  


БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАВЫЧЕК
А:                        А:                        А:                        А:
– П.                     – П!                     – П?                    – П… 


– П, – а.              – П! – а.              – П? – а.             – П… – а. 


– П, – а. – П.       – П! – а. – П.      – П? – а. – П. 


– П, – а, – п.       – П, – а: – п.       – П, – а; – п. 




Обратите внимание на выделенные места!
• „Честь истинная – всегда в соответствии с совестью”, — утверждает в своих „Письмах о добром и вечном” Д.С. Лихачев. 

• „Стало быть, для того чтобы понять историю искусства и литературы той или другой страны, — указывает Г.В. Плеханов, — надо изучать историю тех изменений, которые произошли в положении ее жителей”. 

• Докладчик привел слова Горького: „Всякая индивидуальность есть результат социальной группировки” — и этим закончил свое выступление. 

• Л.Н. Толстой писал: „ ...в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде”. 

• Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: „В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать...” 

• М.В. Ломоносов писал, что „красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных...”. 

• „ ...Красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности, то есть исключительно в тех качествах, которые ускоряют и облегчают переход мысли из головы писателя в голову читателя”, — указывал Д.И. Писарев.  

• А. Хомяков писал:
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе, 
Высший подвиг в терпенье, 
Любви и мольбе. 
• 
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе, 
Высший подвиг в терпенье, 
Любви и мольбе, —
писал А. Хомяков. 

 „Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется” (Д. Гранин). 



Подчиненным называется сложное предложение, в котором одна часть (придаточная) подчиняется другой (главной). 
Части сложноподчиненного предложения соединяются подчинительным союзом или союзным словом и ОБЫЧНО РАЗДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТОЙ


ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Временны'екогда, лишь, лишь только, пока, едва и др.
Изъяснительныели, что, чтобы, как и др.
Причинныепотому что, оттого что, так как, в виду того что, благодаря тому что, вследствие того что и др.
Сравнительныекак, будто, словно, как будто, точно и др.
Условныеесли, если бы, раз, ли, как скоро и др.
Уступительныенесмотря на то что, хотя, как ни и др.
Целевыечтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.



НЕ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ в конструкциях
        ______________ 
       |          V            V
• [      ],  (     )  сочин. союз (      )
[Отец мой говорил], (что он не видывал таких хлебов) _ и (что нынешний год урожай отличный).
        _________
       |               V 
• [       ] не  (      )
[Попытайтесь выяснить] _ не (что они собираются  делать), а (что они уже сделали). 
        __________________
       |                               V
• [       ] сочин. союз (        )
[Ученик не вспомнил] _ ни (как называется произведение), ни (кто его автор).      
          _____________
         |                      V
• [            ] (=союзное слово)
[Меня упрекают], но [я не знаю] _ (в чем).                                                      
[Между камнями вилась тропинка], и [я шел по ней, не зная сам] _ (куда) и (зачем).           
                        ______ 
                      V          |
• частица (        ), [      ]
Лишь _ (когда она запела), [я узнал ее прежний голос].
        ________________
       |                            V
• [       ], частица (            )
[Я буду вас ждать], даже _ (если вы опоздаете).