В категории материалов: 7
Показано материалов: 1-7


Словосочетание — это сочетание двух или более знаменательных (самостоятельных) слов, связанных между собой на основе подчинительной связи по смыслу и грамматически.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова:
читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д. называется ГЛАВНЫМ.
Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется ЗАВИСИМЫМ.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное слово при анализе словосочетания принято отмечать крестиком.


Виды словосочетаний

По характеру главного слова:

По характеру смысловых отношений:

По количеству компонентов:

По степени спаянности компонентов:



Виды связи внутри словосочетания

Между главным и зависимым словом в словосочетании устанавливается
  • смысловая связь,
  • грамматическая связь.

Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.

Грамматическая связь в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога.
    какое?
↓───────×
рабочее место

          о чём?
     ×──────────↓
рассказать о поездке


Способы подчинительной связи в словосочетании

По характеру зависимого слова выделяют способы связи:


Начальная форма словосочетаний

Чтобы определить начальную форму словосочетания, нужно главное слово поставить в начальную форму:
                     ×                           ×
на лесной тропинке — лесная тропинка,
     ×                         ×   
пришёл вовремя — прийти вовремя.


НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

  • Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это уже предложение:
    магазин закрыт; день жаркий; поезд прибывает.

  • Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью:
    книги, газеты, журналы,
    лёгкий, но тёплый,
    то дождь, то снег.

  • Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа:
    около дома (около — предлог).
    тоже пришёл (тоже — союз),
    словно во сне (словно — частица).

  • Составные формы слов:
    буду заниматься,
    более интересный,
    самый умный.

  • Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение:
    бить баклуши,
    водить за нос.
 

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на:
  • именные,
  • глагольные,
  • наречные.


Именные словосочетания

Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено
  • существительным (субстантивные словосочетания):
    майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

  • прилагательным (адъективные словосочетания):
    полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

  • числительным:
    три товарища, пятеро из нас;

  • местоимением:
    что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.


Глагольные словосочетания

Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
  • глаголом:
    выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

  • причастием:
    сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий;

  • деепричастием:
    читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.


Наречные словосочетания

Наречными (адвербиальными) называются словосочетания, в которых главное слово выражено
  • наречием:
    весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.


По характеру смысловых отношений выделяются словосочетания
  • определительные,
  • объектные,
  • обстоятельственные.


Определительные словосочетания

Определительными называются словосочетания, которые обозначают предмет и его признак:
глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.



Объектные словосочетания

Объектными называются словосочетания, которые указывают на действие и предмет, на который оно переходит:
подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.


Обстоятельственные словосочетание

Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак:
хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

 

По количеству компонентов выделяются словосочетания
  • простые,
  • сложные.



Простые словосочетания

Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов:
заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.



Сложные словосочетания

Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом:
выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание),
новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый);
читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.




По степени спаянности компонентов выделяют словосочетания
  • синтаксически свободные,
  • синтаксически несвободные.


Синтаксически свободные словосочетания

Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух знаменательных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением.

В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении.

Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения.

Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части:
контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.



Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания

Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации).

Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части.

В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения:
два дома, несколько студентов, мало времени

Модели синтаксически цельных (несвободных) словосочетаний

1. КОЛИЧЕСТВЕННО-ИМЕННЫЕ словосочетания.
В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже:
три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.

2. Словосочетания со значением ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ.
В таких главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом ИЗ:
один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.

3. Словосочетания с МЕТАФОРИЧЕСКИМ значением.

Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:
серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).

4. Словосочетания со значением НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ.
Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие:
что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.

5. Словосочетания со значением СОВМЕСТНОСТИ.
Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия). Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом С:
брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.

Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе:
Мама с дочкой готовили обед;
Николай и Денисовым ходили по залам (Л. Толстой).

Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:
Отец с сыном пошёл в зоопарк;
Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой).

6. КОНТЕКСТУАЛЬНО ЦЕЛЬНЫЕ словосочетания.
Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:
Умный человек сумеет разобраться в этом;
девушка с голубыми глазами,
человек высокого роста.


7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты:
Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки;
Мы хотим вам помочь;
Она выглядела усталой.



По характеру зависимого слова выделяют три вида подчинительной связи в словосочетании:
  • согласование,
  • управление,
  • примыкание.


Согласование

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное:
тенистый сад (м. р., ед. ч., им. п.);
после долгой разлуки (ж. р., ед. ч., род. п.);
опавшие листья (мн. ч., им. п.).

При изменении главного слова зависимое меняется вместе с ним:
тенистый сад — тенистого сада — тенистым садом — о тенистом саде — тенистые сады.

При согласовании зависимое слово может быть выражено:
  • прилагательным: трудная задача;
  • местоимением-прилагательным: наш друг;
  • причастием: набегающая волна;
  • порядковым числительным: второй подъезд;
  • количественным числительным в косвенных падежах: с тремя товарищами.


Управление

Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в каком-то определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога:
купить журнал (вин. п.);
разговаривать с ним (тв. п. с предлогом).

При изменении главного слова форма зависимого не меняется:
купить журнал — купил журнал — купят журнал — купивший журнал — купив журнал.

При управлении зависимое слово может быть выражено:
  • существительным: разбить вазу;
  • местоимением-существительным: сказать ему;
  • количественным числительным: разделить на пять;
  • другими частями речи в значении существительного: ухаживать за больными.


Примыкание

Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемой частью речи и связывается с главным только по смыслу и интонационно:
идти прихрамывая, очень рад.

При примыкании зависимое слово может быть выражено:
  • наречием: громко плачет;
  • инфинитивом: готов помочь;
  • деепричастием: работать не переставая;
  • формой сравнительной степени прилагательного или наречия: мальчик постарше, подойти ближе;
  • неизменяемым притяжательным местоимением: её подруга.



ПОРЯДОК РАЗБОРА
  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
  5. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).


ПРИМЕР РАЗБОРА

Студёный ветер резко рвал полы его шинели (Л. Толстой).
               ────           ═══

      какой?  
    ↓──────×
студёный ветер
    ↓           ↓ 
прилаг. + сущ.

Словосочетание именное.
Способ связи — согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного.
Отношения определительные: указывается предмет и его признак.
      как?  
 ↓─────×
резко рвал
    ↓      ↓ 
нар. + глаг.


Словосочетание глагольное.
Способ связи — примыкание, слова связаны по смыслу и интонационно.
Отношения обстоятельственные: называется действие и его признак.
      что?  
 
×────↓
рвал полы
↓           ↓ 
гл. + сущ. в вин. п.

Словосочетание глагольное.
Способ связи — управление, выражается окончанием зависимого существительного.
Словосочетание называет действие и объект, отношения объектные.
    какие?  
 
×────↓
полы шинели
↓           ↓ 
сущ. + сущ. в род. п.
Словосочетание именное, так как главное слово — существительное.
Способ связи — управление, выражается окончанием зависимого существительного.
Словосочетание называет предмет и его признак, отношения — определительные.