Здравствуйте, Гость! Регистрация RSS

Ликбез. Русский язык. ОГЭ. ЕГЭ

Четверг, 18.10.2018
Главная » Краткий курс русского языка » Синтаксис

СинтаксисСловосочетание
ПредложениеЧлены предложения
Простое предложениеПростое осложнённое предложение
Сложное предложениеСложносочинённое предложение
Сложноподчинённое предложениеСложное бессоюзное предложение
Сложное предложение с разными видами связиЧужая речь
Синтаксический разборСинтаксические нормы

В разделе объявлений: 54
Показано материалов: 1-50
Страницы: 1 2 »

Сложносочинённое предложение (ССП) — это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.


Классификация сложносочинённых предложений

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на группы:


В сложносочинённых предложениях (ССП) с соединительными союзами: И, ДА(=И), НИ—НИ — может говориться об
  • одновременности событий и явлений,
  • следовании событий друг за другом,
  • обусловленности одного события другим.
Ни [ ], ни [ ].
Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].
      ───── ═══════                        ──── ═════════

И [ ], и [ ].
И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]...
    ══════ ────                                                     ══════ ─────

[ ], да [ ].
[Только иволги кричат], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы].
            ───── ═════         ───────                 ═════════

[ ], и [ ].
[Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния].
 ════ ──────               ─────                          ═══════ ──────
   
[ ], и [ ].
[Жизнь даётся один раз], и [хочется пожить её бодро, осмысленно, красиво].
 ────  ═════                      ══════ 
(второе предложение выражает вывод из первого)

[ ], и [ ].
[Скажи ты ей два слова], и [она спасена].
 ════  ──                           ─── ══════
(первое предложение содержит условие действия во втором)

[ ], и [ ].
[Становилось жарко], и [я поспешил домой].
 ══════════════        ─ ═══════  
(в первом предложение причина событий второго)



В сложносочинённых предложениях (ССП) с разделительными союзами: ИЛИ (ИЛЬ), либо, ЛИ...ИЛИ, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО, ТО ЛИ...ТО ЛИ — указывается на чередование явлений, на возможность или выбор одного явления из двух или нескольких.


[ ], иль [ ], иль [ ].
[Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей дубровы], иль [птица робко пролетит].
 ═════ ──                          ──────  ════════                                                         ────            ══════

То [ ], то [ ].
То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].
      ─────              ══════        ───             ════

Не то [ ], не то [ ].
Не то [светало], не то [темнело].
          ══════              ══════



В сложносочинённых предложениях (ССП) с противительными союзами: А, НО, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ, ТОЛЬКО — одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него.

[ ], а [ ].
[Чины людьми даются], а [люди могут обмануться].
 ───               ═════        ──── ═════════════ 

[ ], [же ].
[Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].
 ────────  ════════                 ────────       ═════════

[ ], да [ ].
[Они, конечно, не знают меня], да [я-то их знаю].
 ───                ══════                   ──       ════

[ ], зато [ ].
[Федя никогда не плакал], зато [находило на него временам дикое упрямство].
 ────              ═══════              ═══════                                      ────────

[ ], только [ ].
[Она не двигалась], только [чуть-чуть шевелились брови].
 ─── ══════════                               ════════  ────

[ ], однако [ ].
[Был уже весенний месяц март], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре].
 ═══                                ────                               ────── ══════


В сложносочинённых предложениях (ССП) с градационно-сопоставительными союзами: НЕ ТОЛЬКО...НО И, НЕ ТО ЧТОБЫ... А(НО), ЕСЛИ НЕ...ТО, НЕ ТО ЧТО...НО (А), НЕ СТОЛЬКО...СКОЛЬКО — происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимой, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится в первом предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости).


[не то что ], но [ ].
[Он не то что жесток], но [он слишком деятельного характера].
 ──                 ═════         ──               ═════════════════

Не только [ ], но и [ ].
Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда],
                  ────                  ═══════════════
но и [старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд].
                    ──────    ───── ═════════



В сложносочинённых предложениях (ССП) с присоединительными союзами: ДА И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ПРИЧЁМ, ПРИТОМ — второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову.


[ ], да и [ ].
[Он чувствовал себя перед нею ребёнком], да и [она считала его за ребёнка].
 ── ════════                                                     ─── ═════

[ ], [тоже ].
[Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже побледнели].
 ────     ══════════                               ────         ═════════



В сложносочинённых предложениях (ССП) с пояснительными союзами: ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО — указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом.


[ ], то есть [ ].
[Так же вот жилось в родных Лозищах и некоему Осипу Лозинскому],
                  ═════                                                                        
то есть  [жилось, правду сказать, неважно].
              ═════

[ ], а именно: [ ].
[Мужская комнатная прислуга было доведена у нас до минимума],
                               ─────── ═══════════
а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев].
                                          ══════════════════ ──────────────────




ПЛАН РАЗБОРА
  1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
  3. Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.
  4. Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в составе сложного, и определить смысловые отношения между ними.
  5. Составить графическую схему сложносочинённого предложения.
  6. Объяснить расстановку знаков препинания.


ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА

[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада].

[ ], но [ ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом НО, отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого предложения на письме разделяются запятой.


Синтаксическая связь может быть
  • сочинительная,
  • подчинительная.


СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

С помощью сочинительной связи объединяются РАВНОПРАВНЫЕ слова или предложения, то есть такие, между которыми нет отношений главного и зависимого, господствующего и подчинённого, между которыми от одного к другому нельзя задать вопрос.

Признаки сочинительной связи:
  • сочинительные союзы:
    Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется (М. Лермонтов);
  • совпадение форм:
    Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком (А. Пушкин);
  • интонация перечисления:
    Мысли мои, моё имя, мои труды буду принадлежать России (Н. Гоголь).
Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слёз,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.
(С. Есенин)


ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

С помощью подчинительной связи объединяются НЕРАВНОПРАВНЫЕ слова и предложения, то есть такие, одно из которых является главным, другое — зависимым, подчинённым. В этом случае от главного слова или предложения к зависимому задаётся вопрос.

Признаки подчинительной связи:
  • предлоги между словами:
    Я смотрел из окошка на синий платок (С. Есенин);
  • подчинительные союзы между предложениями:
    Если можно о чем скорбеть,
    Значит, можно чему улыбаться.
  • союзные слова:
    Я вернусь, когда раскинет ветви
    По-весеннему наш белый сад.
  • смысл:
    раскинет по-весеннему, можно скорбеть, можно улыбаться.



Синтаксис (от греч. syntaxis — порядок, построение) — раздел грамматики, который изучает законы организации связной речи, способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи (словосочетание, предложение), их строение, значение и функции.

С помощью синтаксической связи соединяются слова в словосочетании и предложении.

Словосочетание — это сочетание двух или более знаменательных (самостоятельных) слов, связанных между собой на основе подчинительной связи по смыслу и грамматически.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова:
читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д. называется ГЛАВНЫМ.
Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется ЗАВИСИМЫМ.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное слово при анализе словосочетания принято отмечать крестиком.


Виды словосочетаний

По характеру главного слова:

По характеру смысловых отношений:

По количеству компонентов:

По степени спаянности компонентов:



Виды связи внутри словосочетания

Между главным и зависимым словом в словосочетании устанавливается
  • смысловая связь,
  • грамматическая связь.

Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.

Грамматическая связь в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога.
    какое?
↓───────×
рабочее место

          о чём?
     ×──────────↓
рассказать о поездке


Способы подчинительной связи в словосочетании

По характеру зависимого слова выделяют способы связи:


Начальная форма словосочетаний

Чтобы определить начальную форму словосочетания, нужно главное слово поставить в начальную форму:
                     ×                           ×
на лесной тропинке — лесная тропинка,
     ×                         ×   
пришёл вовремя — прийти вовремя.


НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

  • Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это уже предложение:
    магазин закрыт; день жаркий; поезд прибывает.

  • Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью:
    книги, газеты, журналы,
    лёгкий, но тёплый,
    то дождь, то снег.

  • Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа:
    около дома (около — предлог).
    тоже пришёл (тоже — союз),
    словно во сне (словно — частица).

  • Составные формы слов:
    буду заниматься,
    более интересный,
    самый умный.

  • Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение:
    бить баклуши,
    водить за нос.
 

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на:
  • именные,
  • глагольные,
  • наречные.


Именные словосочетания

Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено
  • существительным (субстантивные словосочетания):
    майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

  • прилагательным (адъективные словосочетания):
    полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

  • числительным:
    три товарища, пятеро из нас;

  • местоимением:
    что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.


Глагольные словосочетания

Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
  • глаголом:
    выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

  • причастием:
    сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий;

  • деепричастием:
    читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.


Наречные словосочетания

Наречными (адвербиальными) называются словосочетания, в которых главное слово выражено
  • наречием:
    весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.


По характеру смысловых отношений выделяются словосочетания
  • определительные,
  • объектные,
  • обстоятельственные.


Определительные словосочетания

Определительными называются словосочетания, которые обозначают предмет и его признак:
глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.



Объектные словосочетания

Объектными называются словосочетания, которые указывают на действие и предмет, на который оно переходит:
подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.


Обстоятельственные словосочетание

Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак:
хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

 

По количеству компонентов выделяются словосочетания
  • простые,
  • сложные.



Простые словосочетания

Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов:
заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.



Сложные словосочетания

Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом:
выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание),
новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый);
читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.




По степени спаянности компонентов выделяют словосочетания
  • синтаксически свободные,
  • синтаксически несвободные.


Синтаксически свободные словосочетания

Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух знаменательных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением.

В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении.

Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения.

Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части:
контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.



Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания

Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации).

Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части.

В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения:
два дома, несколько студентов, мало времени

Модели синтаксически цельных (несвободных) словосочетаний

1. КОЛИЧЕСТВЕННО-ИМЕННЫЕ словосочетания.
В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже:
три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.

2. Словосочетания со значением ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ.
В таких главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом ИЗ:
один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.

3. Словосочетания с МЕТАФОРИЧЕСКИМ значением.

Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:
серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).

4. Словосочетания со значением НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ.
Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие:
что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.

5. Словосочетания со значением СОВМЕСТНОСТИ.
Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия). Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом С:
брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.

Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе:
Мама с дочкой готовили обед;
Николай и Денисовым ходили по залам (Л. Толстой).

Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:
Отец с сыном пошёл в зоопарк;
Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой).

6. КОНТЕКСТУАЛЬНО ЦЕЛЬНЫЕ словосочетания.
Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:
Умный человек сумеет разобраться в этом;
девушка с голубыми глазами,
человек высокого роста.


7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты:
Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки;
Мы хотим вам помочь;
Она выглядела усталой.



По характеру зависимого слова выделяют три вида подчинительной связи в словосочетании:
  • согласование,
  • управление,
  • примыкание.


Согласование

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное:
тенистый сад (м. р., ед. ч., им. п.);
после долгой разлуки (ж. р., ед. ч., род. п.);
опавшие листья (мн. ч., им. п.).

При изменении главного слова зависимое меняется вместе с ним:
тенистый сад — тенистого сада — тенистым садом — о тенистом саде — тенистые сады.

При согласовании зависимое слово может быть выражено:
  • прилагательным: трудная задача;
  • местоимением-прилагательным: наш друг;
  • причастием: набегающая волна;
  • порядковым числительным: второй подъезд;
  • количественным числительным в косвенных падежах: с тремя товарищами.


Управление

Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в каком-то определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога:
купить журнал (вин. п.);
разговаривать с ним (тв. п. с предлогом).

При изменении главного слова форма зависимого не меняется:
купить журнал — купил журнал — купят журнал — купивший журнал — купив журнал.

При управлении зависимое слово может быть выражено:
  • существительным: разбить вазу;
  • местоимением-существительным: сказать ему;
  • количественным числительным: разделить на пять;
  • другими частями речи в значении существительного: ухаживать за больными.


Примыкание

Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемой частью речи и связывается с главным только по смыслу и интонационно:
идти прихрамывая, очень рад.

При примыкании зависимое слово может быть выражено:
  • наречием: громко плачет;
  • инфинитивом: готов помочь;
  • деепричастием: работать не переставая;
  • формой сравнительной степени прилагательного или наречия: мальчик постарше, подойти ближе;
  • неизменяемым притяжательным местоимением: её подруга.



ПОРЯДОК РАЗБОРА
  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
  5. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).


ПРИМЕР РАЗБОРА

Студёный ветер резко рвал полы его шинели (Л. Толстой).
               ────           ═══

      какой?  
    ↓──────×
студёный ветер
    ↓           ↓ 
прилаг. + сущ.

Словосочетание именное.
Способ связи — согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного.
Отношения определительные: указывается предмет и его признак.
      как?  
 ↓─────×
резко рвал
    ↓      ↓ 
нар. + глаг.


Словосочетание глагольное.
Способ связи — примыкание, слова связаны по смыслу и интонационно.
Отношения обстоятельственные: называется действие и его признак.
      что?  
 
×────↓
рвал полы
↓           ↓ 
гл. + сущ. в вин. п.

Словосочетание глагольное.
Способ связи — управление, выражается окончанием зависимого существительного.
Словосочетание называет действие и объект, отношения объектные.
    какие?  
 
×────↓
полы шинели
↓           ↓ 
сущ. + сущ. в род. п.
Словосочетание именное, так как главное слово — существительное.
Способ связи — управление, выражается окончанием зависимого существительного.
Словосочетание называет предмет и его признак, отношения — определительные.



Предложение — одна из основных единиц языка, основная единица синтаксиса, наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями.

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба).

Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Интонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения.

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них:
Зеленеет трава. Началась весна. (М. Пришвин);
═══════ ────  ═══════ ────
Сумерки. Летний вечер.
──────              ────  
Рано вечереет.
        ═══════
Мы плыли довольно медленно. (И. Тургенев).
── ═════
        
В предложении, кроме подчинительной, используется сочинительная связь — между равноправными словами или предложениями.


Классификация предложений

По цели высказывания
  • повествовательные,
  • вопросительные.
  • побудительные.
По интонации
  • восклицательные,
  • невосклицательные.
По количеству грамматических основ
  • простые,
  • сложные.


Классификация простых предложений

По количеству главных членов
  • двусоставные,
  • односоставные.
По наличию второстепенных членов
  • нераспространенные,
  • распространенные.
По наличию необходимых членов
  • полные,
  • неполные.
По наличию конструкций
  • осложненные,
  • неосложненные.
По синтаксической членимости
  • членимые,
  • нечленимые.
По характеру отношения к действительности
  • утвердительные,
  • отрицательные.


Классификация сложных предложений

По наличию союзов
  • союзные,
  • бессоюзные.
По характеру союзной связи
  • сложносочиненные,
  • сложноподчиненные.



Грамматическое значение предложения связано со значением наклонения и времени глагола-сказуемого. То, о чём говорится в предложении, может быть представлено как реальное событие, которое происходит, происходило или произойдёт в действительности, или как нереальное — требуемое, желаемое или возможное при определённых условиях.

Соотнесённость содержания предложения с действительностью называется предикативностью.

Море шумит за окном (К. Паустовский). — Предложение сообщает о том, событие происходит на самом деле в настоящем времени.

Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом (А. Пушкин). — Предложение сообщает о реальном событии, имевшем место в прошедшем времени.

Мне только бы досталось в генералы! (А. Грибоедов). — В предложении выражается желание. 


Логическое ударение — это выделение в произношении (устной речи) одного из слов предложения, наиболее важного в сообщении.

       ↑
Школьники отправились в поход.

                         ↑
Школьники отправились в поход.
                                           ↑
Школьники отправились в поход.

Если логическое ударение падает на слово, стоящее в начале предложения (школьники) или в середине (отправились), то интонация напряжённая, а само логическое ударение сильное. Если логическое ударение падает на слово, стоящее в конце предложения (в поход), то интонация всего предложения спокойная, а само логическое ударение слабое.


Простое предложение — это такое, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять
  • из двух главных членов предложения — подлежащего и сказуемого:
    С чего начинается Родина? (М. Матусовский);
              ════════  ─────
  • из одного подлежащего:
    Ночь. Улица. Фонарь. Аптека;
    ───  ─────  ─────   ─────
  • из одного сказуемого:
    Вечереет. Похолодало. За окном темно.
    ═══════  ═════════                ════

К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова — второстепенные члены.

Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего:
Задремали звёзды золотые (С. Есенин).
Сказуемое вместе с зависимыми словами образует состав сказуемого:
Листья в поле пожелтели (М. Лермонтов).



Классификация простых предложений

По количеству главных членов
  • двусоставные,
  • односоставные.
По наличию второстепенных членов
  • нераспространенные,
  • распространенные.
По наличию необходимых членов
  • полные,
  • неполные.
По наличию конструкций
  • осложненные,
  • неосложненные.
По синтаксической членимости
  • членимые,
  • нечленимые.
По характеру отношения к действительности
  • утвердительные,
  • отрицательные.




Обстоятельство — второстепенный член предложения, который
  • обозначает признак действия или другого признака,
  • отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? несмотря на что? и т.д.


Виды обстоятельств

Обстоятельство
Вопросы
Примеры
образа действия
как?
каким образом?
Ленивые крупные хлопья снега (как?) бесшумно скользили мимо окна (В. Тендряков).
Торжественно (как?) на землю сходит ночь (А. К. Толстой).

меры и степени
насколько?
в какой степени?
До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва (в какой степени?) зажигалась (И. Тургенев).

мест
где?
куда?
откуда?
Внизу (где?), у подножья хребта растёт смешанный лес (В. Арсеньев).
Анна Васильевна робко шагнула (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).
Отсюда (откуда?), сверху, открывался великолепный вид во все стороны (В. Арсеньев).

времени
когда?
как долго?
с каких пор?
до каких пор?
Сегодня (когда?) русский язык — передовой язык мира (Н. Тихонов).
Я всё шёл и уже собирался было прилечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. Тургенев).
(С каких пор?) С самого раннего утра небо ясно (И. Тургенев).

условия
при каком условии?
(при каком условии?) При желании можно всего добиться.

причины
почему?
отчего?
Сенокос запоздал (отчего?) из-за дождей (К. Паустовский).

цели
зачем?
для чего?
(для чего?) Для укрепления здоровья необходимо заниматься гимнастикой.

уступки
несмотря на что?
вопреки чему?
В Петербурге (вопреки чему?) вопреки его собственным ожиданиям ему повезло (И. Тургенев).




Способы выражения обстоятельства

Обстоятельство
Пример
наречие
Люди работали (как?) спокойно, споро, молчаливо (А. Фадеев).
Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком (А. Пушкин).
Он сделал ошибку (почему?) сгоряча.
Здесь будет город заложён (зачем?) назло надменному соседу (А. Пушкин).

имя существительное
Давыдов (как?) с любопытством оглядывал дом (М. Шолохов).
Мы остановились (где?) перед воротами (И. Тургенев).
(когда?) К вечеру луг опять позеленел (М. Пришвин).
(отчего?) От радости девочка запрыгала на месте.
В Тайсанауре остановился я (с какой целью?) для перемены лошадей (А. Пушкин).
(при каком условии?) При сильной засухе урожай может погибнуть.
(вопреки чему?) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Лермонтов).

деепричастие,
деепричастный оборот
Лягушка на лугу, (когда?) увидевши вола, задумала в дородстве с ним тягаться (И. Крылов).
(почему?) Утомившись в дороге, я крепко заснул.
(при каком условии?) Имея плащ, я мог бы ловить рыбу под дождём.

инфинитив
Душно стало в сакле, и я вышел на воздух (зачем?) освежиться (М. Лермонтов).

сравнительный оборот с союзами
как, словно, будто, как будто
(каким образом?) Словно разъярённый зверь, река металась в своих берегах (В. Арсеньев).
Уж близок полдень. Жар пылает. (как?) Как пахарь, битва отдыхает (А. Пушкин).
На противоположном берегу, (каким образом?) как исполинские  часовые, стояли могучие кедры.





Дополнение — второстепенный член предложения, который
  • отвечает на вопросы косвенных падежей,
  • обозначает объект.


Способы выражения дополнения

Дополнение
Пример
имя существительное
Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи (И. Тургенев). —
взялся (за что?) за ложку

местоимение
Мне дали задание. —
дали (кому?) мне

имя числительное
Десять делится на пять. —
делится (на что?) на пять

наречие (в значении существительного)
Завтра не будет похоже на сегодня. —
не будет похоже (на что?) на сегодня

неопределённая форма глагола (инфинитив)
Я прошу вас говорить по существу. —
прошу (о чём?) говорить

имя прилагательное (в значении существительного)
Все вспоминали о прошлом. —
вспоминали (о чём?) о прошлом

синтаксические цельное словосочетание
На каникулы я поеду к отцу с матерью.
поеду (к кому?) к отцу с матерью
Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань четыре баржи (М. Горький). —
ведёт (что?) четыре баржи



Виды дополнений

Дополнения бывают
  • прямые,
  • косвенные.
Прямым называется дополнение, которое
  • обозначает предмет, на который направлено действие,
  • относится к переходному глаголу,
  • стоит в винительном падеже без предлога (иногда — в родительном падеже).
Я сегодня поймал было рыбку (А. Пушкин).
Родительный падеж прямого дополнения употребляется:
  • если нужно показать, что действие направлено не на весь предмет, а только на его часть:
    Я выпил воды (какую-то часть воды);

  • в некоторых случаях при отрицательном сказуемом:
    Я не помню этого кинофильма.

  • при некоторых глаголах:
    Бояться темноты.

Все остальные дополнения называются косвенными.



Определение — второстепенный член предложения, который
  • отвечает на вопросы какой? чей? который?
  • обозначают признак предмета.


Способы выражение определения

Определение
Пример
имя прилагательное
Здесь вижу двух озёр лазурные равнины (А. Пушкин). — равнины (какие?) лазурные
Одна из девушек, постарше, на меня едва обратила внимание (А. Чехов). — девушка (какая?) постарше

причастие
Побледневшее небо стало опять синеть (И. Тургенев). — небо (какое?) побледневшее

порядковое числительное
На третий день пути лыжники вышил на широкую равнину. — на день (какой? который?) третий

местоимениеВижу твой жребий на светлом челе (А. Пушкин). — жребий (чей?) твой
Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках (И. Турегенев). — лицо (чьё) его, лицо (какое?) всё

имя существительное
Охота с ружьём и собакой прекрасна сама по себе (И. Тургенев). — охота (какая?) с ружьем и собакой
Они вошли во дворик перед бараком (Л. Толстой). — во дворик (какой?) перед бараком

наречие
Были поданы яйца всмятку. — яйца (какие?) всмятку

инфинитив
Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху (М. Горький). — возможности (какой?) летать

синтаксически цельное словосочетание
В углу стоял шкаф из красного дерева. — шкаф (какой?) из красного дерева
Человек высокого роста, с усами, вышел из чащи (И. Тургенев). — человек (какой?) высокого роста
Я выписываю газету «Комсомольская правда». — газету (какую?) «Комсомольская правда»





Виды определений

Определения бывают:
  • согласованные,
  • несогласованные,
  • приложения.
Согласованными называются определения, которые связаны с определяемым словом по способу согласования.

Несогласованными называются определения, которые связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания.

Приложение — особый вид определения, выраженного существительным или синтаксически цельным словосочетанием, которое характеризует предмет и является его вторым наименованием.

Значения приложений

Приложение
Пример
различные качества

Чижа захлопнула злодейка-западня (И. Крылов).

национальность
Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя (А. Пушкин).

возраст
Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик.

профессия
Не так уж часто встречаются на Волге женщины-штурманы (К. Паустовский).

названия газет,
журналов,
предприятий,
художественных
произведений и т.д.
В журнале «Наука и жизнь» всегда найдёшь много интересного.





Приложения согласуются с определяемым словом в числе и падеже.

Приложения, представляющие собой названия произведений, средств массовой информации, предприятий и т.д., являются несогласованными.







Составным именным называется сказуемое, которое состоит из
  • глагола-связки
    и
  • именной части.
Глагол-связка выражает грамматическое значение, именная частьлексическое.

Ветер был встречный (Л. Толстой).
──── ═══════════
Составное именное сказуемое (СИС) состоит из глагола-связки был и именной части встречный, выраженной прилагательным.

Мужик ретивый был работник.
─────              ══════════
СИС состоит из глагола-связки был и именной части работник, выраженной существительным.


Способы выражения глагола-связки

Глагол-связка
Пример
быть
= есть — в наст. времени (чаще всего нулевая)
Труд — основа общественной жизни человека.
Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина России.
Весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).
После окончания училища брат будет слесарем.
Будь наш, привыкни к нашей доле (А. Пушкин).
Вот если бы он был работником, то знал бы цену каждой копейке (А. Чехов).

делаться
стать
становиться
являться
считаться
представляться
казаться
называться
Всё делается светлее, веселее от первого снега (А. Пушкин).
Ночь казалась мне удивительной и прекрасной (К. Паустовский).
Проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией (К. Паустовский).
Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днём (К. Паустовский).

прийти
приехать
вернуться
сидеть
стоять
и др.
Ребята возвратились из лагеря отдохнувшими.
Спортсмены сидели на скамейке довольные своей победой.



Способы выражения именной части

Именная часть
Пример
имя прилагательное
Ночь была лунная и холодная (В. Арсеньев).
Медведь был велик, стар и космат (Б. Полевой).

имя существительное
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (А. Пушкин).

причастие
Брови её были сдвинуты, губы сжаты, глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев).

имя числительное
Я был третьим по списку.
Два да пять будет семь.

местоимение
Вишнёвый сад теперь мой (А. Чехов).
Книга была его.

наречие
Ей туфли будут впору.

синтаксически цельное словосочетание
Вечером море было чёрного цвета.



Примечание
В именную часть могут входить союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО,
вносящие в сказуемое значение сравнения: Пруд как зеркало.



Составное глагольное сказуемое состоит из
  • вспомогательной части (вспомогательного глагола), выражающей грамматическое значение,
  • инфинитива (неопределенной формы глагола), выражающего лексическое значение.
На темном небе начинали мигать звезды (М. Лермонтов).
Составное глагольное сказуемое начинали мигать состоит из:
  • вспомогательного глагола начинали, который выражает грамматическое значение: изъявительное наклонение, прошедшее время, множественное число;

  • инфинитива, который выражает лексическое значение: мигать — светить с короткими перерывами.


Способы выражения вспомогательной части в составном глагольном сказуемом

Вспомогательная часть,
вспомогательный глагол
Пример
Вспомогательный глагол со значением начала, продолжения, конца действия:
начинать, начать, стать,
принимать, приняться, продолжать,
переставать, перестать,
кончать, кончить



Тут силой всей народ тушить пожар принялся (И. Крылов).

Мы продолжали молча идти друг подле друга (М. Лермонтов).

Вспомогательный глагол со значением возможности или желательности действия:
мочь, смочь,
уметь,
суметь,
хотеть, захотеть,

решать, решить,
собираться,
собраться,
стараться, постараться, желать, пожелать



Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала (В. Короленко).

Он старался казаться молодым (М. Лермонтов).

Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (А. Грибоедов).

Он постарался побыстрее миновать брод (А. Первенцев).

Краткое прилагательное со значением модальности:
должен, рад,
готов, обязан,
способен, намерен и др.

+ глагол быть в одном из наклонений



Я был бы рад поступить в институт.

Я рад поступить в институт (в наст. вр. быть — опускается).

Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать (А. Пушкин).

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели (А. Чехов).





Простое глагольное сказуемое — это такое, в котором
грамматическое и лексическое значения выражаются одним глаголом (словоформой):
За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники...
(А. Н. Толстой).
Сказуемые плыла и бежали выражают
  • лексическое значение:
    плыла — медленно передвигалась, как по воде;
    бежали
    — стремительно исчезали;
  • грамматическое значение:
    оба глагола обозначают реальные действия,
    которые были в прошедшем времени,
    они стоят в изъявительном наклонении в прошедшем времени,
    при этом плыла — в ед. ч., в ж. р.; бежали — во мн. ч.


Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим
  • в числе и лице,
    • в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения,
    • в повелительном наклонении:
Статные осины высоко лепечут над вами (И. Тургенев);
Никогда не думайте, что вы уже всё знаете (И. Павлов);
Научи ты меня, как мне жить теперь! (А. Островский).
  • в числе и роде (в ед. ч.),
    • в прошедшем времени изъявительного наклонения,
    • в условном наклонении:

      Солнце взошло багровое и холодное (В. Арсеньев);
      Лес зазвенел, застонал, затрещал, заяц послушал и вон побежал (Н. Некрасов).


Согласование сказуемого с подлежащим

Подлежащее
Сказуемое
Сочетание числительного
с существительным
  • прошедшее время, средний род:
    Прошло сто лет.

  • множественное число:
    Шли два приятеля.


Существительное с собирательным значением
(множество, большинство,
большая часть, ряд, масса и др.)
+ существительное в родительном падеже множественного числа
  • множественное число для одушевленных и активных:
    Большинство учащихся работали на пришкольном участке.
  • единственное число для неодушевленных:
    Ряд новых домов был построен в этом году.
Собирательное существительное
(учительство,
студенчество,
молодежь и др.)
  • единственное число:
    Песню дружбы запевает молодёжь (В. Лебедев-Кумач).




Сказуемое — главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы
  • что делает предмет?
  • что происходит с предметом?
  • каков предмет?
  • что предмет такое?
  • кто такой этот предмет?
  • и др.
Вот и солнце (что делает?) встаёт, из-за пашен (что делает?) блестит (И. Никитин);
Ночь (какова?) была свежа (М. Горький).


Способы выражения сказуемого

Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.

Изъявительное наклонение
  • настоящее время:
    Весеннее солнце быстро плавит и гонит талые воды с полей (С. Аксаков);

  • прошедшее время:
    Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило (А. Пушкин);

  • будущее время:
    Я к вам приду в коммунистическое далеко... (В. Маяковский);
    Буду петь я и радость и горе (И. Никитин).

Условное (сослагательное) наклонение
О, я как брат обняться с бурей был бы рад (М. Лермонтов).

Повелительное наклонение
Работай, учись и живи для народа! (С. Михалков).


Виды сказуемого


Сказуемое

Простое
  • глагольное

Составное
  • глагольное
  • именное



Подлежащее — главный член предложения, который определяется сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? или ЧТО?:
Установилась (что?) хорошая погода;
(кто?) Колхозники заканчивают сев.


Способы выражения подлежащего
  • Имя существительное в именительном падеже:
    Метель надвинулась сразу (Н. Островский);

    Густо пошёл снег (Н. Островский).
  • Любая часть речи, употреблённая в значении существительного:

    • прилагательное:
      Сытый голодного не разумеет;
    • числительное:
      Первые будут последними;
      Девять делится на три;
      Трое незаметно проскользнули во двор;


    • причастие:
      Собравшиеся обсудили повестку дня;

    • союз:
      Но — противительный союз;

    • междометие:
      Далече грянуло ура! (А. Пушкин).
  • Местоимение в именительном падеже:

    • личное:
      Он едва удостоил бедную девушку беглым и равнодушным взглядом (И. Тургенев);

    • вопросительное:
      Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (С. Маршак);

    • относительное:
      Она не сводит глаз с дороги, что идёт через гору (И. Гончаров);

    • неопределённое:
      Жил некто, человек безродный, одинокий (И. Крылов);

    • отрицательное:
      С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (И. Тургенев);

    • определительное:
      Что волки жадны, всякий знает (И. Крылов);

    • указательное:
      Иных уже нет, а те далече (А. Пушкин).

  • Неопределённая форма глагола:
    Охранять
    природу — значит охранять Родину (К. Паустовский);
  • Лексически и синтаксически цельное словосочетание:

    • фразеологизм:
      В поле вышли от мала до велика;

    • составное географическое наименование:
      Северный Ледовитый океан, Южная Америка, Баренцево море, остров Новая Земля, Западно-Казахстанская низменность;

    • названия учреждений:
      Белый дом, Министерство иностранных дел;

    • устойчивые сочетания слов:
      железная дорога, сельское хозяйство, красная смородина;

    • крылатые выражения:
      ахиллесова пята, прокрустово ложе, сизифов труд, филькина грамота.

  • Синтаксически неразложимое словосочетание:

    • сочетание собирательного существительного с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и т.п.) с существительным или местоимением в родительном падеже:
      У князя в сакле собралось уже множество народа (М. Лермонтов);
      Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходили у него из головы (А. Герцен);

    • сочетание числительного или местоимений сколько, несколько, столько с существительным в родительном падеже:
      В тёмной каютке четыре человека ждут его;
      Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио (А. Пушкин);
      Все три всадника ехали молча (Н. Гоголь);
      Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке (М. Лермонтов);
      Много птиц красных, жёлтых, зелёных лежало в ветвях (И. Гончаров).

    • сочетание прилагательного, или числительного, или местоимения с существительным в родительном падеже:
      Лучший из учеников быстро решил сложную задачу;
      Один из вас должен помочь мне;
      Некоторые из присутствующих выступали в прениях;

    • сочетание неопределённого местоимения с именем существительным:
      Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика (А. Пушкин);

    • сочетание существительного или местоимения в именительном падеже с существительным в творительном падеже с предлогом:
      Дед с матерью шли впереди всех (М. Горький);
      Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак (М. Горький);

    • сочетание инфинитива с именной частью речи:
      Стать художником было его постоянной мечтой.

Примечание


В некоторых случаях возможно выражение подлежащего формой родительного падежа любой именной части речи:
Пускай его себе живёт; Пусть его гуляет.
И ничего кругом ему не мешает (И. Тургенев);
Ничего мне не мило (Н. Островский).


Члены предложения

Главные
Второстепенные
  • подлежащее,
  • сказуемое:
    • простое:
      • глагольное,
    • составное:
      • глагольное,
      • именное.
  • определение:
    • согласованное,
    • несогласованное,
    • приложение;
  • дополнение:
    • прямое,
    • косвенное;
  • обстоятельство:
    • образа действия,
    • места,
    • времени,
    • условия,
    • причины,
    • цели,
    • уступки.

Главными членами являются подлежащее и сказуемое, выражающие предикативные отношения.

Второстепенными являются члены предложения, которые поясняют главные члены предложения и другие второстепенные.

У самой дороги вспорхнул стрепет (А. Чехов).
Главные члены: вспорхнул и стрепет.
Второстепенные: у дороги, самой.

Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев).
Главные члены: луна, плыла.
Второстепенные: по небу, полная, ясному, безоблачному.



Двусоставным называется простое предложение, в котором основа состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого.

Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С. Есенин).
          ─────                          ══════════

Группа (состав) сказуемого обычно находится обычно после группы (состава) подлежащего:

Бесконечная дорога убегает  лентой вдаль (С. Есенин).
                    ───── ══════
Состав подлежащего: дорога (какая?) бесконечная.
Состав сказуемого: убегает (как?) лентой, (куда?) вдаль.


Однако слова из состава подлежащего и состава сказуемого могут перемежаться:

Пеной рос заря туманится, словно глубь очей невестиных (С. Есенин).
                ─── ════════
Состав подлежащего: заря.
Состав сказуемого: туманится (как?) пеной рос, словно глубь очей невестиных.


Осложнённым называется предложение, в структуру которого входят:
  • однородные члены предложения,
  • обособленные члены предложения,
  • вводные и вставные конструкции,
  • обращения,
  • междометия.


Односоставными называются простые предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного членаподлежащего или сказуемого.

В зависимости от функции в предложении и формы выражения главного членая односоставные предложения делятся на:
  • назывные,
  • глагольные:
    • определённо-личные,
    • неопределённо-личные,
    • обобщённо-личные,
    • безличные.


Назывные односоставные предложения

Назывные — это односоставные предложения, в которых главный член — подлежащее.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. Пушкин).
Назывные предложения:
  • сообщают о предмете, явлении, существующих в настоящем;
  • произносятся с интонацией сообщения.
Чаще всего употребляются в публицистическом, художественном и разговорном стилях.


Глагольные односоставные предложения

Глагольными называются односоставные предложения, в которых главный член — сказуемое.

В зависимости от формы сказуемого выделяются виды предложений:
  • определённо-личные,
  • неопределённо-личные.
  • обобщённо-личные,
  • безличные.


Определённо-личные предложения

Определённо-личными называются односоставные глагольные предложения, в которых сказуемое стоит в форме:
  • 1-го лица:
    Приветствую тебя, пустынный уголок (А. Пушкин).

  • 2-го лица:
    Услышь меня! Пойдем в кино!
Действующее лицо в опредлённо-личных предложениях восстанавливается из контекста либо понятно по ситуации. По смыслу подставляются местоимения: я, мы, ты, вы.


Неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения сообщают о действиях, которые кто-то совершает, но неизвестно кто.  По смыслу подставляется местоимение кто-то.

В неопределённо-личных предложениях глагол ставится в формы:
  • 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени:
    Стучат!

  • множественного числа в прошедшем времени:
    Сказали, что каникул не будет.


Обобщённо-личные предложения

В обобщённо-личных предложениях сказуемое указывается на обобщённое лицо; подразумевается, что указанное действие может совершить кто угодно, что оно касается всех. По смыслу подставляется местоимение все.

В обобщённо-личных предложениях глагол ставится в формы:
  • 2-го лица единственного числа:
    Что посеешь, то и пожнёшь.

  • 3-го лица множественного числа:
    Цыплят по осени считают; Пусть говорят!
Чаще всего встречается в пословицах, в публицистической речи.


Безличные предложения

Безличные предложения — это такие, в которых нет и не может быть подлежащего (действующего лица). В таких предложениях действие происходит само по себе.

В безличных предложениях сказуемое может быть выражено:
  • безличным глаголом:
    Меня знобит. Быстро смеркается.

  • личным глаголом в безличном значении:
    Бурей снесло крышу.

  • инфинитивом:
    Не догнать тебе бешеной тройки!

  • словом категории состояния:
    Хлодно. Жарко. Темно. Весело.


По цели высказывания предложения делятся на
  • повествовательные,
  • вопросительные,
  • побудительные.


Повествовательные предложения сообщают о каком-либо событии, факте:
Другой берег реки, низкий и ровный, тянулся куда-то вдоль к зелёным стенам леса (М. Горький).

В устрой речи в повествовательном предложении голос повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.



Вопросительные предложения выражают вопрос:
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. Пушкин.)

Вопрос часто выражается с помощью вопросительных местоимений, наречий, частиц:
Кто при звезд`ах и при луне так поздно едет на коне? (А. Пушкин)
Отчего ты печально, вечернее небо? (И. Бунин)
Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь).

Вопросительные предложения произносятся с повышением голоса на вопросительном слове и к концу предложения. Это вопросительная интонация.


Побудительные предложения выражают просьбы, приказы, призывы, советы и другие побуждения к действию:
Товарищ, прислушайся, встань, улыбнись и с вызовом миру поведай! (О. Берггольц)
Отец, пойдём! (А. Чехов)
Хлеб-соль ешь, а правду режь (пословица).

В побудительных предложения глаголы чаще всего стоят в повелительном наклонении.
Побудительные предложения произносятся с повышением голоса на глаголе, напряжённо, усиленно — с побудительной интонацией.

В побудительных предложениях часто используется обращение.

 

По наличию или отсутствию необходимых членов предложения делятся на
полные,
неполные.

Полные простые предложения содержат в своём составе все необходимые по структуре члены предложения:
С запада надвигалась дождевая туча.
·─·─·─·─ ══════════ ~~~~~~  ───
Темнело быстро.
══════ ·─·─·─·
В неполных простых предложениях пропущен один из членов (главный или второстепенный), но легко восстанавливается из контекста:
Товарищ пошёл в библиотеку, а я — в бассейн.
────── ═════ ·─·─·─·─·─·─·     ─     ·─·─·─·─·─
                                               (пропущено сказуемое пошёл)


По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения бывают
  • нераспространёнными,
  • распространёнными.

Нераспространённые предложения состоят только из главных членов — подлежащего и сказуемого:
Катятся ядра, свищут пули. Вечереет. Ночь.
══════ ───   ═════ ───   ═══════  ════
Распространёнными называются предложения, в которых есть второстепенные члены:
Скучная картина! (А. Плещеев)
~~~~~ ──────
Весело сияет месяц над селом (И. Никитин).
·─·─·─· ════ ──── ·─·─·─·─·─·
Раскрылось небо голубое меж облаков в апрельский день (И. Бунин).
════════ ──── ~~~~~ ·─·─·─·─·─·─· ·─ ~~~~~~~ ·─·─·


Когда говорящий или пишущий выражает в предложении повышенную эмоциональность, предложение произносится или мыслится с особой интонацией. Такое предложение называется восклицательным.

Предложение, не имеющее дополнительной эмоциональной интонации, называется невосклицательным.

Эмоционально окрашенным может быть любое по цели высказывания предложение:
Как хорошо в лесу! — повествовательное восклицательное.
Разве это хорошо?! — вопросительное восклицательное.
Пойдём в лес! — побудительное восклицательное.


Однородными называются такие члены предложения, которые:
  • являются одним и тем же членом предложения;
  • относятся к одному и тому же члену предложения;
  • соединяются друг и другом сочинительной связью.
Однородными могут быть любые члены предложения:
  • подлежащие:
    Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам (В. Песков);
    ────  ────── ──────────

  • сказуемые:
    Десятки шустрых синиц слетались на стол и склёвывали крошки (К. Паустовский);
                                        ═══════                ═════════
     
  • дополнения:
    Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд (А. Фадеев);
                                                        --------  ------ -------  ---------  ----

  • определения:
    Были это весёлые, сильные и смелые люди (М. Горький);
                  ~~~~~~ ~~~~~~   ~~~~~

  • обстоятельства:
    Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов).
                                                                                         ·─
    ·─·─·  ·─·─·─·─·─   ·─·─·─·
Однородные члены предложения могут быть выражены:
  • словами одной части речи:
    Человек всегда имеет право на ученье, отдых и на труд (В. Лебедев-Кумач);

  • словами разных частей речи:
    Работа была выполнена быстро, с удивительной ловкостью.
По составу однородные члены предложения могут быть:
  • нераспространенными:
    Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки;

  • распространёнными (иметь при себе зависимые слова):
    И подошёл он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился (М. Горький).
В предложении может быть несколько рядов однородных членов:
Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасли и снова вспыхнули (А. Пушкин).

Ряды однородных членов:
  • сказуемые: вспыхнули, завертелись, поднялись, посыпались, угасли и вспыхнули;
  • дополнения 1: колосьями, пальмами, фонтанами;
  • дополнения 2: дождём, звёздами.
ВНИМАНИЕ!

Повторяющиеся слова не являются однородными членами предложения:
Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин);
Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (А. Куприн).
Слова ждала и назад повторяются для того, чтобы подчеркнуть длительность действия, его повторяемость и т.д., а также для больше выразительности высказывания.

Такие сочетания слов рассматриваются как один осложненный член предложения.



Однородные члены предложения связываются друг с другом:
  • при помощи сочинительных союзов и перечислительной интонации:
    Без труда не может быть чистой и радостной жизни (А. Чехов);
    Казалось ни травка, ни одно облако не шевелилось (Л. Толстой);
    То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К. Паустовский);


  • только при помощи перечислительной интонации:
    Стал накрапывать редкий, мелкий дождь (А. Чехов);
    Мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать России (Н. Гоголь);
    Быстро замелькали оголённые рощицы, болотца, возвышенности, развалины домов (В. Катаев).
Сочинительные союзы могут быть:
  • соединительными:
    Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю (В. Песков);
    Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков);
    У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах (И. Гончаров);


  • разделительными:
    Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена (А. Пушкин);
    Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет (пословица);
    Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет (К. Паустовский);
    За равниной тянется чёрная пашня, над которой пестрят не то грачи, не то галки (А. Чехов);

  • противительными:
    По утрам я упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов (А. Пушкин);
    Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан (Н. Некрасов);
    Лес не школа, да всех учит (пословица);
    Приют наш мал, зато спокоен (М. Лермонтов).


При однородных членах предложения может быть обобщающее слово, которое:
  • одно может заменить все, что перечислено в однородном ряду;
  • является тем же членом предложения, что и однородные, к которым оно относится;
  • стоит перед или после ряда однородных членов.

    В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А. Чехов);
    Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга, и Волги пышные брега, и Волги радостные воды — всё мило мне (Н. Языков);
    От дома, от деревьев, от голубятни, от ребятни, от галереи — ото всего побежали длинные тени (И. Гончаров);
    Море, порт, город, гора — всё превратилось в глухую, прерывистую от ветра тьму (К. Паустовский).



Вводные слова при обобщающих словах

  • После обобщающих слов перед однородными членами могут стоять вводные слова, указывающие на идущее за ними перечисление:
К числу дичи принадлежат не одни птицы, но и звери, как-то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы (С. Аксаков);
Вся усадьба Чертпханова состояла из четырех ветхих срубов разной величины, а именно: флигеля, конюшни, сарая и бани (И. Тургенев).


Схемы:

[Об, вв: О, О, О, О ]
[Об, вв: О, О, О, О  — ...]

  • После однородных перед обобщающим словом могут стоять вводные со значением итога:
Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (В. Арсеньев).

Схема:

[О, О, О, О — вв, Об]


СКАЗУЕМОЕ СТАВИТСЯ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ, если 
  • подлежащее включает слова СТАЯ, ГРУППА, ТРОЙКА, ДЕСЯТОК, СОТНЯ и т.п.
стая уток летела на юг
группа студентов пришла на зачет
  • подлежащее обозначает неодушевленный предмет:
часть лампочек заменена
  • при подлежащем есть определение: 
подавляющее большинство голосовало "за"
  • сказуемое предшествует подлежащему:
подошло несколько человек
  • сказуемое выражено страдательным причастием:
большинство пострадавших ранено


СКАЗУЕМОЕ СТАВИТСЯ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ, если 
  • подлежащее обозначает одушевленный предмет:
несколько работников были уволены
  • в составе сказуемого или подлежащего есть однородные члены:
несколько девочек и мальчиков стояли у калитки
  • между подлежащим и сказуемым стоит придаточное или определительный оборот:
несколько отдыхающих, ожидавших автобус, прогуливались по аллее


СКАЗУЕМОЕ МОЖЕТ СТОЯТЬ КАК ВО МНОЖЕСТВЕННОМ, ТАК И В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ, если

  • подлежащее выражено словами РЯД, БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, ЧАСТЬ, НЕСКОЛЬКО + сущ. в Р. п.: 
большинство гостей разъехалось, но несколько человек остались
  • если в подлежащее выражено сочетанием СУЩ. в ИМ. П. + С + СУЩ. в ТВ. П.
Сережа с Мишей долго ждали возвращения матери
множ. числоесли оба субъекта равноправны;

Бабушка с внуком пошла в парк;
Мама с сыном на руках зашла в комнату 
единств. число
если второй субъект является дополнением в первому, главному.


Синтаксические нормы — это такие, которые связаны с построением словосочетаний и предложений. 

В русском языке отсутствует жестка структура предложений и словосочетаний, при этом наблюдается большое количество вариантов конструкций для выражения мыслей.

Тем не менее, наибольшие трудности вызывают:
  • построение словосочетаний по способу управления,
  • согласование подлежащего и сказуемого,
  • построение предложений с однородными членами,
  • использование причастных и деепричастных оборотов.

Согласование — морфологическое уподобление формы зависимого слова форме главного слова в словосочетании. 

Морфологические уподобление не всегда совпадает со смысловым. 

При употреблении местоимения Вы (в значении одного лица):
  • полные формы прилагательных и причастий согласуются в роде в соответствии с полом лица, к которому обращена речь:
Вы удивительная девушка,
Вы интересный молодой человек;
  • краткие формы прилагательных и причастий согласуются с местоимением во множественном числе:
Вы правы,
Вы прекрасны;
  • глаголы в прошедшем времени употребляются в форме множественного числа:
Вы правильно сделали,
Вы солгали.

При существительных общего рода
  • сказуемое и определение ставятся в форме, соответствующей лицу, на которое указывает существительного:
мой егоза — моя егоза,
ужасный сластена — ужасная сластена,
неряха собрался — неряха собралась.

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ 

Определение при количественно-именном сочетании с числительными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ ставится в родительном падеже, если:
  • речь идет о существительном мужского или среднего рода:
Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.
Мы побывали на трех голубых озерах Челябинской области.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Определение при количественно-именном сочетании с числительными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ ставится в именительном падеже, если:
  • речь идет о существительных женского рода:
Вниз вели три углубленные в земле и поросшие мхом ступени.

  • определение предшествует числительному независимо от рода существительного:
На них он выменял борзые три собаки.
На продажу выставили новые четыре автомобиля.
 

А
абонемент на что?
абонент чего?
акцент на что?
аналогичный чему? с чем?

Б
безразличный кому? для кого?
благодаря чему? (не чего!)
бороться с кем/чем? против кого?
бояться чего?

В
виноват в чём? чем?
вопреки чему? (не чего!)
встреча с кем? с чем? между кем?
враг чего? чему?

Г
говорить что? о чём?
годный для чего? к чему? на что?
горевать о ком/чём? по кому/чему? по ком/чём?

Д
договор о чём? на что?
доказательство чего? чему?
друг кому? кого?
дым чего? от чего?

Ж
жажда чего? (не к чему!)
ждать что? чего?
жертвовать что? чем?
жить чем? на что?

З
заключение:
по заключенИЮ = на основании заключения
по заключенИИ = после заключения (завершения)
заплатить за что?
знать что? о чём?

И
играть чем? с чем?
идея чего? о чём?
известный кому? для кого?
изменник чего?
имя кому? кого?
интервью кому? с кем?
искать что? чего?
итог чего? чему?

К
командующий чем? (не чего!)
конец чему? чего?
контроль за чем? над чем? чего?

Л
лекция о чём? по чему (на тему)?

М
мера чего? чему?
меры чего? по чему? к чему?
монумент кому? чего? 

Н
на благо кому/чему? кого/чего?
наблюдать что? за чем?
напомнить что? о чём?
негодный для чего? к чему? на что?
недоступный кому/чему? для кого/чего?
некролог кого? кому? о ком?
неспособный к чему? на что?

О
обеспечить кого? чем? кому? что?
обидеться на кого/что?
обидный кому? для кого?
обижен чем?
обрадоваться чему?
обрадован чем?
обязан кому? чем?
опасный кому? для кого/чего?
опираться на что?
оплатить что? (не за что!)
оскорбиться чем? (не на что!)
основываться на чём?
осуждать что в ком? у кого? кого за что?
отличить что? от чего?
отличиться чем? в чём?
отчёт о чём?
охотиться на кого? за кем?

П
памятник кому? чему?
параллельно чему? с чем?
перпендикулярно чему? к чему?
помощь:
с помощью
при помощи
подпись: 
с подписью
за подписью
подтверждение чему? чего?
полный чего? чем?
попросить кого? о чём?
поражаться чему?
постоянство чего? в чём?
превосходство над чем?
представлять собой что? из себя что?
предъявлять что кому/чему? к кому/чему?
преимущество чего? перед кем/чем?
препятствовать чему?
пример чего? чему/кому?
принадлежать кому/чему? к кому/чему?
причина чего? чему?
противник чего? чему?

Р
расправа с кем? над кем?
рассердиться на что?
рассержен чем?
ровесник кого/чего? кому/чему?

С
свидетельство чего? чему?
свидетельствовать о чём?
сигнал чего? к чему? о чём?
скучать по кому/чему? о ком/чём?
скучать по вас рассматривается как устаревающее
согласиться на что? с чем?
стрелять в кого? по кому/чему? (с сущ. и мест. 3-го лица: он, она, оно, они)
по ком/чём? (с личн. мест. 1-го и 2-го лица множ. числа: я, мы, ты, вы)
согласно чему? (не чего!)
сообразно чему? с чем?
сообщать что? о чём?
соскучиться по чему?
справедлив к кому?
считать кого? кем?

Т
тенденция чего? к чему?
тосковать по чему?
требовать что? чего?
тревожиться за кого/что? о ком/чём?

У
уверенность в чём? (не во что!)
уделять внимание чему?
удивлён чем?
удивляться чему?
удовлетворять что? чему?
удостоить чего?
указать что? на что?
уполномочить на что? к чему?
упрекать в чём? за что? чем?

Х
характерный для кого/чего? (не кому/чему!)
ходатайствовать о ком/чём? за кого/чего?

Ц
цена чего? кому/чему? за что? на что?

Ч
чуждый чему? чего?
чуткий к чему? на что?

Ш
широкий кому? для кого?

Щ
щедрый на что? в чём?

Я
ясность чего? в чём?

Управление — это такой способ связи слов в словосочетании, при котором главное слово требует постановки зависимого в какой-то определенной форме, причем при изменении главного слова форма зависимого сохраняется:

встретить (кого?) друга (вин. пад.)
встречу (кого?) друга (вин. пад.)
встретили (кого?) друга (вин. пад.)




Следует различать конструкции с близкими по значению словами, требующими при себе разных форм зависимых слов: 

беспокоиться о ком-нибудь — тревожиться за кого-нибудь
возмутиться чем-либо — обидеться на кого-либо
восхищаться чем-либо — дивиться чему-либо

СРАВНИТЕ
  • аллергия на что-либо — иммунитет к чему-либо
  • адресован кому-либо — предназначен для кого-либо
  • аннотация к чему-либо — реферат по чему-либо
  • беспокоиться о ком-либо — тревожиться за кого-либо
  • возмутиться чем-либо — обидеться на что-либо
  • воплощение во что-либо — претворение в чём-либо
  • говорить о чём-либо — указать на что-либо
  • директор чего-либо — заведующий чем-либо
  • доказывать что-либо — привести доказательства чего-либо
  • жалоба на кого-либо — характеристика кого-либо
  • заменить чем-либо — сменить на что-либо
  • исходить из чего-либо — отталкиваться от чего-либо
  • идентичный чему-либо — сходный с чем-либо
  • касаться чего-либо — относиться к чему-либо
  • наблюдать за кем-либо — приглядываться к кому-либо
  • неосведомлённость в чём-либо — незнакомство с чем-либо
  • обращать внимание на что/кого-либо — уделять внимание кому/чему-либо
  • озабоченность чем-либо — тревога о чём-либо
  • опираться на что-либо — базироваться на чём-либо
  • оплатить что-либо — заплатить за что-либо
  • основываться на чём-либо — обосновывать чем-либо
  • отчитаться в чём-либо — сделать отчёт о чём-либо
  • отзыв о чём-либо — рецензия на что-либо
  • отразиться, сказаться на чём-либо — оказать влияние на что-либо
  • платить, заплатить, уплатить за что-либо — оплатить что-либо
  • победить кого-либо — одержать победу над кем-либо
  • подключиться к чему-либо — включиться во что-либо
  • подытожить что-либо — подвести итог чему-либо
  • превосходство над кем-либо — преимущество перед кем-либо
  • предостеречь от чего-либо — предупредить о чём-либо
  • препятствовать чему-либо — тормозить что-либо
  • потерпеть поражение от кого-либо — проиграть кому-либо
  • различать что-либо  и что-либо — отличать что-либо от чего-либо
  • рассказать о чём-либо — указать на что-либо
  • рассердиться на что-либо — рассержен чем-либо
  • руководить кем-либо — курировать кого-либо
  • свойственный кому-либо — характерный, типичный для кого-либо
  • точка зрения на что-либо — высказывание по чему-либо
  • уверенность в чём-либо — вера во что-либо
  • удивляться чему-либо — удивлён чем-либо
  • упрекать в чём-либо — порицать за что-либо

1-50 51-54

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Рейтинг сайтов