В категории материалов: 8
Показано материалов: 1-8


Сложносочинённое предложение (ССП) — это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.


Классификация сложносочинённых предложений

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на группы:


В сложносочинённых предложениях (ССП) с соединительными союзами: И, ДА(=И), НИ—НИ — может говориться об
  • одновременности событий и явлений,
  • следовании событий друг за другом,
  • обусловленности одного события другим.
Ни [ ], ни [ ].
Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].
      ───── ═══════                        ──── ═════════

И [ ], и [ ].
И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]...
    ══════ ────                                                     ══════ ─────

[ ], да [ ].
[Только иволги кричат], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы].
            ───── ═════         ───────                 ═════════

[ ], и [ ].
[Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния].
 ════ ──────               ─────                          ═══════ ──────
   
[ ], и [ ].
[Жизнь даётся один раз], и [хочется пожить её бодро, осмысленно, красиво].
 ────  ═════                      ══════ 
(второе предложение выражает вывод из первого)

[ ], и [ ].
[Скажи ты ей два слова], и [она спасена].
 ════  ──                           ─── ══════
(первое предложение содержит условие действия во втором)

[ ], и [ ].
[Становилось жарко], и [я поспешил домой].
 ══════════════        ─ ═══════  
(в первом предложение причина событий второго)



В сложносочинённых предложениях (ССП) с противительными союзами: А, НО, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ, ТОЛЬКО — одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него.

[ ], а [ ].
[Чины людьми даются], а [люди могут обмануться].
 ───               ═════        ──── ═════════════ 

[ ], же [   ].
[Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].
 ────────  ════════                 ────────       ═════════

[ ], да [ ].
[Они, конечно, не знают меня], да [я-то их знаю].
 ───                ══════                   ──       ════

[ ], зато [ ].
[Федя никогда не плакал], зато [находило на него временам дикое упрямство].
 ────              ═══════              ═══════                                      ────────

[ ], только [ ].
[Она не двигалась], только [чуть-чуть шевелились брови].
 ─── ══════════                               ════════  ────

[ ], однако [ ].
[Был уже весенний месяц март], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре].
 ═══                                ────                               ────── ══════


В сложносочинённых предложениях (ССП) с разделительными союзами: ИЛИ (ИЛЬ), либо, ЛИ...ИЛИ, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО, ТО ЛИ...ТО ЛИ — указывается на чередование явлений, на возможность или выбор одного явления из двух или нескольких.


[ ], иль [ ], иль [ ].
[Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей дубровы], иль [птица робко пролетит].
 ═════ ──                          ──────  ════════                                                         ────            ══════

То [ ], то [ ].
То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].
      ─────              ══════        ───             ════

Не то [ ], не то [ ].
Не то [светало], не то [темнело].
          ══════              ══════



В сложносочинённых предложениях (ССП) с градационно-сопоставительными союзами: НЕ ТОЛЬКО...НО И, НЕ ТО ЧТОБЫ... А(НО), ЕСЛИ НЕ...ТО, НЕ ТО ЧТО...НО (А), НЕ СТОЛЬКО...СКОЛЬКО — происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимой, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится в первом предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости).


[не то что ], но [ ].
[Он не то что жесток], но [он слишком деятельного характера].
 ──                 ═════         ──               ═════════════════

Не только [ ], но и [ ].
Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда],
                  ────                  ═══════════════
но и [старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд].
                    ──────    ───── ═════════



В сложносочинённых предложениях (ССП) с присоединительными союзами: ДА И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ПРИЧЁМ, ПРИТОМ — второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову.


[ ], да и [ ].
[Он чувствовал себя перед нею ребёнком], да и [она считала его за ребёнка].
 ── ════════                                                     ─── ═════

[ ], [тоже ].
[Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже побледнели].
 ────     ══════════                               ────         ═════════



В сложносочинённых предложениях (ССП) с пояснительными союзами: ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО — указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом.


[ ], то есть [ ].
[Так же вот жилось в родных Лозищах и некоему Осипу Лозинскому],
                  ═════                                                                        
то есть  [жилось, правду сказать, неважно].
              ═════

[ ], а именно: [ ].
[Мужская комнатная прислуга было доведена у нас до минимума],
                               ─────── ═══════════
а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев].
                                          ══════════════════ ──────────────────




ПЛАН РАЗБОРА
  1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
  3. Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.
  4. Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в составе сложного, и определить смысловые отношения между ними.
  5. Составить графическую схему сложносочинённого предложения.
  6. Объяснить расстановку знаков препинания.


ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА

[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада].

[ ], но [ ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом НО, отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого предложения на письме разделяются запятой.